Термин «Азиатско-Тихоокеанский регион» появился сравнительно недавно (по историческим меркам, конечно), после завершения деколонизации и начала глобальных интеграционных процессов на восточном и западном берегах Тихого океана в 60-х годах прошлого столетия.
Тихий, в общем-то, никогда не был тихим, а с присоединением к нему бурной и непонятной Азии все в нем завертелось с удвоенной скоростью. Были тут и политические штормы, и цунами, и кровавые половодья… В общем, было всякое, и за всем стояли Соединенные Штаты, прикрываясь тем, что они тоже «тихоокеанская страна». Хорошо хоть азиатской не назвались, хотя в Восточную Азию они ломились напролом – чего стоит одна только война во Вьетнаме! Впрочем, и самим Штатам она стоила немало, и поэтому, проиграв ее, они решили действовать тише.
То есть экономическими средствами. Для чего понадобился инструмент – азиатско-тихоокеанское сотрудничество. Как говорится, если мы не можем вас убить, мы вас купим. И вместо бомб, напалма и ДДТ из Штатов потоком пошли деньги. Однако было их не так много, как бомб и дефолиантов, но на то, чтобы подкупать местную элиту – вполне. Короче, в 80-е годы АТР успешно превращался в тихую экономическую заводь, полную тщательно выращенных вассалов Америки. Естественно, за исключением тех, кто пользовался «крышей» Советского Союза.
Все переменилось с распадом СССР и одновременным экономическим подъемом Китая – огромное тихоокеанское болотце оживилось. И американцы даже поначалу подыгрывали этому, ибо рассчитывали в будущем перекупить и сам Китай, раз он пошел по пути «капитализации». Они были уверены, Пекин рано или поздно будет плясать под их дудку, а уж через сам Китай они будут вертеть и всем АТР, ненавязчиво пряча полосатый флаг за красный.
Просчитались! «Китайский капитализм» все же оказался социализмом с китайской спецификой. Компартия Китая только укрепила свою власть, а все страны Восточной Азии потянулись к новой и близкой «точке экономического роста». Точнее, к китайской стене роста!
С того момента и возникли сначала незаметные, но смертельные противоречия между США и КНР, которые сейчас стали выходить наружу. Торговой войны им уже мало – теперь пошла еще и дипломатическая рубка! И в результате фактически провалился последний по времени (а может, и не только по времени?) форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Встреча двух противоборствующих лидеров двух противоборствующих держав – так можно охарактеризовать общение Си Цзиньпина с Джо Байденом в Сан-Франциско 14 ноября. Американский президент вроде бы хотел замирения, если судить по его предварительным к встрече словам: «Ничто не заменит личного обсуждения. Я всегда находил наши дискуссии прямыми и откровенными».
Впрочем, полностью откровенным Байден все же оказался не во время бесед с Си, а сразу после них. Буквально спустя два часа на пресс-конференции Джо вновь назвал Си Цзиньпина диктатором. Первым упал со стула Блинкен – все его усилия по налаживанию хоть какого-то диалога с КНР пошли прахом. А Джо пошел вразнос.
Зато теперь понятно, почему американцы еще в 2018 году заговорили о новом названии Азиатско-Тихоокеанского региона – они хотят его величать Индо-Тихоокеанский регион. Сущность перемен очевидна: выкинуть Китай из уравнения. И из региона. А, значит, вообще из истории!
Но все же есть и другие форматы для АТР, которые в силу отсутствия в них американцев стали рабочими для Китая – та же Шанхайская организация сотрудничества, например. Или БРИКС.