В сентябре в Минске на первом белорусско-узбекском женском бизнес-форуме был сделан акцент на перспективу развития сотрудничества между странами в различных сферах. И совсем недавно уже многие конкретные дела обсуждали на форуме в Самарканде. Оно и понятно, время нынче дорого. Чем оперативнее обсудим и подпишем бумаги, тем быстрее организуем совместное производство или поставку товаров.
И это можно отследить на примере жодинского «Свiтанка» – одного из многочисленных участников бизнес-форума. По словам директора предприятия Юрия Лукашевича, для «Свiтанка» Узбекистан – давний и основной партнер по поставкам хлопковой пряжи. Но в последнее время предприятие расширяет формы сотрудничества.
– Мы активно работаем над переходом от исключительно закупки пряжи на производственную кооперацию, – рассказал Юрий Лукашевич и пояснил, что под этим подразумевается.
Не секрет, что в легкой промышленности в целом и на «Свiтанке» в частности есть определенные кадровые проблемы, но на увеличении объемов производства это не должно сказываться. Поэтому на предприятии начали создавать производственные участки по пошиву трикотажной продукции, и не только в Беларуси, но и за ее пределами. Например, уже давно они работают в Борисове, Толочине. В этом году география расширилась до Гродненской области, где швейный участок открыли в поселке Субботники. Есть такой и в Грозном (Российская Федерация). Но, как показывает практика, этого недостаточно.
– Поэтому мы очень заинтересованы в аналогичной кооперации с Узбекистаном, – продолжает Юрий Лукашевич. – И уже посетили ряд профильных предприятий, выбрали подходящие нам по техническому оснащению и, безусловно, с перспективой развития. Контролировали запуск, обучали специалистов. Но главное, мы отшиваем нашу продукцию из собственного полотна, которое производится, окрашивается и проходит проверку качества на головном предприятии. Это позволяет гарантировать одинаково высокий уровень качества трикотажных изделий.
Это гарантирует высокий уровень качества трикотажных изделий. И после готовая продукция возвращается на «Свiтанак», где опять проходит проверку качества, упаковывается и отправляется потребителю.
И, как считают на фабрике, такое сотрудничество позволяет не только решать задачи сегодняшнего дня, но и смотреть на перспективу.
Как оказалось, это очень выгодно, и даже с учетом логистики позволяет снизить затраты на изготовление продукции. Уровень заработной платы в Узбекистане чуть ниже, а вот рабочих кадров, в том числе и молодых специалистов, заинтересованных в работе на производстве, достаточно.
До конца этого года порядка 70 тысяч единиц свитанковской продукции, произведенной в Узбекистане, поступит в продажу.
А еще узбекский рынок развивается быстрыми темпами, и на «Свiтанке» ставят перед собой еще более амбициозную задачу: не только производить, но и продавать здесь свою продукцию. По словам Юрия Лукашевича, Узбекистан для предприятия стратегический партнер, а такие встречи и участие в форумах придают новый импульс совместной работе.
Так, в рамках форума состоялись две встречи: одна – с поставщиками сырья, где были оговорены условия дальнейшего сотрудничества, а вторая – именно с представителями компании, которая уже сейчас производит продукцию под торговой маркой «Свiтанак». Обсудили условия, объемы производства, подписали протокол намерений о продолжении сотрудничества.
К слову, торговая сеть тоже расширяется. Сегодня это
92 фирменных, 12 партнерских магазинов в Беларуси и 15 – за ее пределами.
Еще один быстро растущий канал реализации в Российскую Федерацию – известный маркетплейс, объемы реализации через который в этом году выросли в 2,5 раза.
В целом этот год для «Свiтанка» сложился удачно. Проделана большая работа не только по созданию производственных участков по пошиву, но и по модернизации предприятия: общая сумма инвестиций составила порядка одного миллиона рублей. Продолжили закупку вязального, красильного, швейного оборудования, а также для проверки качества и для производства новых видов полотен, из которых в дальнейшем изготавливается инновационная продукция. В частности, для занятий физкультурой и спортом. И белорусские лыжники, биатлонисты, легкоатлеты уже оценили высокое качество спортивной одежды бренда «Свiтанак».
Ольга ГЛУШКО