Начальник главного управления Госавтоинспекции МВД Виктор Ротченков на брифинге для журналистов рассказал о новшествах в порядке сдачи экзамена на водительские права.
“Внесен ряд изменений, которые в первую очередь направлены на оптимизацию и совершенствование приема квалификационных экзаменов, поднятие качества подготовки будущих водителей. Все изменения были введены после детального изучения того опыта, который мы имеем при приемке экзаменов. На сегодняшний день у нас, например, теоретический экзамен с первого раза сдают около 60% экзаменуемых, а уже после практического экзамена от 30% до 40% экзаменуемых с первого раза получают водительское удостоверение. В то же время аварийность, которая происходит на дорогах с молодыми водителями с опытом управления до двух лет за 2024 год выросла примерно на 15%. Это ДТП, в которых участники дорожного движения получили телесные повреждения либо погибли”, – сказал Виктор Ротченков.
Уже с завтрашнего дня экзамены будут приниматься по обновленному порядку. Начальник главного управления разъяснил основные нововведения: “При наличии у экзаменуемого водительского удостоверения категории B, если он сдает экзамен на категорию C, то практический экзамен он будет сдавать только в условиях реального дорожного движения в населенном пункте. “Площадка” в этом случае отменяется. Точно такой же порядок применяется в случае, если у водителя имеется удостоверение категории C, но он дополнительно сдает на категорию B. Бывает и так, что экзаменуемый прошел обучение одновременно на категории B и C. В этом случае очередность сдачи на транспортных средствах, которые подпадают под указанные категории, определяет сам экзаменуемый”.

Кроме того, практический экзамен на право управления категории D принимается только в условиях реального дорожного движения в населенном пункте. “А вот уже сдача на право управления транспортными средствами категорий BE, CE и DE происходит только на автодроме”, – подчеркнул Виктор Ротченков.
Для получения права управления после окончания срока лишения водительских прав в тех случаях, когда лицо, в соответствии с законодательством, должно заново сдавать экзамены, оно сдает их в условиях реального дорожного движения в населенном пункте. “Площадка” отменяется. При этом теоретический экзамен сохраняется, – добавил начальник главного управления ГАИ. – В том случае, если водитель лишался права управления транспортом категории C, то практический экзамен он будет сдавать по той категории, которая у него была до лишения. Если же водитель лишался права управления категорий А1 и А, а удостоверения на право управления транспортом категорий B или C не было, то практический экзамен будет выполняться по выбору водителя на транспорте категории А либо A1 категории”.
Виктор Ротченков обратил внимание, что на данный момент на автодроме проходит обучение четырем элементам: преодоление подъема эстакады, заезд в бокс для постановки учебного автомобиля на стоянку задним ходом, заезд в бокс для постановки учебного автомобиля на стоянку боковой стороной с применением заднего хода и разворот на участке при ограниченной ширине проезжей части. “Если ранее экзаменатор определял обязательными для сдачи два элемента, то с завтрашнего дня экзаменатор будет определять три элемента для сдачи. Это связано с тем, что на сегодняшний день после сдачи экзамена на “площадке” очень большой процент несдачи в городских условиях. Таким образом, мы оптимизировали сдачу, и теперь экзаменуемый будет одинаково подготовлен для сдачи как на площадке, так и в городских условиях”, – рассказал начальник главного управления ГАИ.

Кроме того, при сдаче экзамена на категории B, C и D в условиях реального дорожного движения в населенном пункте теперь также будут три обязательных элемента:
- проезд по дороге, которая имеет две и более полосы для движения в одном направлении (при их наличии) с максимально разрешенной скоростью, соблюдением безопасной дистанции и интервалов;
- выполнение не менее одного разворота на нерегулируемом перекрестке;
- выполнение не менее одного левого поворота на перекрестке.
“Хочу сразу пояснить, что это минимальный набор элементов, который экзаменатор будет оценивать у экзаменуемого. Уже появлялись комментарии в интернете, что оценивание будет происходить только по трем элементам. Это не так. При переезде от одного элемента к другому экзаменуемый будет участвовать в дорожном движении, он будет проезжать другие элементы улично-дорожной сети: пешеходный переход, перекресток, остановочные пункты. И его движение от элемента к элементу будет подвергаться оценке”, – заметил Виктор Ротченков.
Начальник ГАИ пояснил, что элемент “проезд по дороге с максимально разрешенной скоростью” выбран не случайно. По его словам, наблюдалась тенденция, когда курсант ехал со скоростью 20-30 км/ч значительно ниже скорости потока. Теперь же правилами определено, чтобы будущий водитель умел двигаться с более высокими скоростями.
Ранее в правилах было восемь обязательных элементов. Теперь экзаменатор будет маршрут выстраивать таким образом, чтобы курсант мог на максимально коротком расстоянии выполнить все эти три элемента.
“Понятно, что в разных городах это будет протяженность в районе 1-2 км, а где-то 3-4 км, чтобы выполнить все эти три элемента. Но при проезде всего отрезка при сдаче экзамена будет подвергаться оценке все действия экзаменуемого”, – акцентировал Ротченков.
Начальник ГАИ обратил внимание, что экзамены автошколы начнут принимать по новым правилам уже с 8 апреля.
Как сообщалось ранее, постановлением МВД от 7 марта 2025 года №73 были внесены изменения в инструкцию о порядке приема квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством.
Фото из открытых источников, БЕЛТА