Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Новое поколение, как было обещано, сегодня управляет страной… Мы пообещали, что молодых подготовим и приведем к власти. Это люди, которым чуть за 40, 50. Это то поколение, которое сегодня должно, получив опыт, научившись кое-чему у старшего поколения, двигать нашу страну вперед.
Во время принятия кадровых решений, 10 марта 2025 года.
Новое Правительство сформировано. А точнее, как отметил Президент Беларуси Александр Лукашенко, «новое старое». Премьер-министром Беларуси назначен Александр Турчин. Большинство вице-премьеров и министров остались на своих постах. Впрочем, не все. Курировать социальный блок в должности заместителя Премьер-министра будет бывший председатель Гродненского облисполкома Владимир Караник, руководить Нацбанком — экс-премьер Роман Головченко. Министерство сельского хозяйства и продовольствия возглавил Юрий Горлов, Министерство связи и информатизации — Кирилл Залесский, Министерство архитектуры и строительства — Александр Студнев. Отличительная особенность нового состава — возросшая роль вице-премьеров.
Эволюционное развитие
Этот состав Правительства можно назвать особенным. Для белорусского политического поля в этом году сложилась уникальная ситуация. Таким способом, как сейчас, вице-премьеры и министры не назначались никогда. Высказать мнение Глава государства поначалу попросил своих доверенных на прошедших президентских выборах лиц — передать предложения в специально созданную комиссию из высших должностных лиц под руководством Главы Администрации Президента Дмитрия Крутого. Что вполне резонно, ведь в числе доверенных лиц есть люди, которые знают в деталях, что происходит в той или иной сфере, могут высказать компетентное мнение и дать оценку. Министр информации Марат Марков, комментируя процесс, говорит не только об этом — делает акцент на преемственности и на возросшей роли вице-премьеров:

— Президент очень системно подходит к вопросу усиления роли руководителей на местах. Это было подчеркнуто и в отношении вице-премьеров — их роль в новом Правительстве будет усилена. Они будут выполнять основные функции по своим направлениям и нести за это персональную ответственность. И это правильно. На протяжении многих лет мы говорим о том, что наши чиновники пытаются уйти от ответственности, переложив ее на плечи Президента. Так быть не должно. Каждый должен быть «президентом» на своем месте — в своем районе, поселковом Совете, министерстве, в кресле вице-премьера — и нести полную ответственность за свое направление, принятые решения.
Наше государство, и это самое главное, развивается не революционно, а эволюционно. И мы это демонстрируем на протяжении последних 30 лет. Последовательно, шаг за шагом, своим трудом, своими мозгами, основываясь на своем мироощущении и своей политике, в том числе по основным направлениям — забота о человеке, социальное государство. Думаю, благодаря тому, что люди это прекрасно понимают, мы и получили такие результаты на выборах. Подавляющее большинство министров и руководителей сохранили свои должности. В любом случае показательно, что результаты работы Правительства дают основание говорить, что система сформирована, отлажена, работает эффективно — и в данном случае революционных действий производить не надо.
Главное — экономика
Депутат Палаты представителей Национального собрания Александр Шпаковский тем временем уточняет: некоторые министры были назначены совсем недавно. В чем смысл? Парламентарий приводит примеры, основываясь на кадровых назначениях в экономический блок:

— Президент в преддверии выборов назначил на некоторые ответственные должности новых людей. Что у нас основное? Экономика. Соответственно, первостепенное значение имеет экономический блок. Вот министр экономики Юрий Чеботарь назначен в январе 2024-го, то есть чуть более года работает в своей должности. Министр антимонопольного регулирования и торговли Артур Карпович свое назначение получил 14 января 2025 года. В этот же день министром по налогам и сборам стал Дмитрий Кийко. С учетом того, что сейчас назначили нового министра связи и информатизации, экономический блок Правительства обновлен как минимум на 50 процентов.
А почему назначения проводили перед выборами? Чтобы люди видели, с какими кадрами Глава государства в случае переизбрания намерен реализовывать свою экономическую программу.
Акцент — на справедливости
Все задачи, которые Глава государства поставил назначенцам, можно трактовать исходя из проводимой в нашей стране политики справедливости. Акценты предметные: обеспечить экономический рост, определиться к апрелю с системой регулирования цен, сократить дифференциацию в заработной плате между столицей и регионами, подтянуть ФАПы, не «гробить в угоду каким-то сетевикам» магазины шаговой доступности. Все это — вопрос социальной ориентированности. Сохранилась она, напоминает политолог Петр Петровский, и в принятом на 2025 год бюджете.

— Справедливость должна ощущаться не только по срезу различных слоев общества, но и вне зависимости от места проживания. Пока же можно констатировать, что в республике имеется разница в доходах между жителями отдаленных районов, глубинки, и минчанами. Все это создает отток кадров из регионов и формирует дефицит специалистов на местах. Александр Лукашенко в этой части поставил четкую и справедливую задачу перед первым вице-премьером Николаем Снопковым: «Обратить внимание на отток людей из регионов». Единственными возможностями повлиять на этот процесс могут стать снижение разницы в заработной плате между регионами и столицей и создание новых высокооплачиваемых рабочих мест. Особо обращает на себя внимание инициатива «Один район — один проект», она заключается в создании в каждом районе страны производства, которое бы позволило качественно улучшить уровень жизни жителей глубинки, создать рабочие места, увеличить налоговые поступления в местные бюджеты.
Реализовать подобные проекты возможно лишь через привлечение инвестиций. И примеры подобных в стране имеются. Это прежде всего совместные с Китаем проекты создания различных производств, — подчеркивает эксперт.
Ставка на молодежь
Итак, Президент заявил: страной сегодня управляет новое поколение. Представители более старшего поколения у власти, конечно, остаются. («Так и должно быть, — заметил Александр Лукашенко. — Потихоньку, потихоньку и мы отойдем»). Но при формировании Правительства наряду с обновлением кадров имеет место также и преемственность, и ставка на управленцев с большим опытом. Эксперт по национальной безопасности Александр Тищенко подчеркивает:

— Жизнь сейчас развивается очень стремительно, идет на опережение, в ней очень много нового, и именно молодежи по большей части проще ловить имеющиеся тенденции, реагировать на столь резкие обстоятельства. Работать по старинке, основываясь только на опыте, не получится. Хотя именно опыт старшего поколения должен стать той самой базой.
От него отказываться нельзя. Зачем набивать шишки самостоятельно, если кто-то их уже набил? Многое уже испытано и пройдено старшим поколением, и этим нужно пользоваться. В любом случае грядет эпоха новых технологий и свершений. Кому, как не молодому поколению, начать во всем в этом разбираться (в том числе на перспективу) и все это штурмовать? Молодежь это проглатывает на раз-два.
Прямая речь

Владимир Караник, заместитель Премьер-министра (в эфире телеканала «Беларусь 1»):
— Мы должны стремиться к тому, чтобы на уровень Главы государства выносить только те вопросы, которые требуют решения на его уровне, как и на уровне Премьер-министра. И на уровень Премьер-министра и Главы государства выходить уже с согласованными решениями, а не использовать этот высокий уровень для того, чтобы фактически устраивать какие-то консультации либо обмен мнениями.
sb.by