Брутальные кузнецы и хрупкие женщины: сорокалетний юбилей отмечает кузнечный цех КЗТШ

Made in ZHODINO

Моментом основания подразделения считается начало сентября 1984 года, когда на заводе появились прессы и, следовательно, первая поковка, которая была произведена методом горячей штамповки. Безусловно, за эти годы модернизировалось и совершенствовалось оборудование, осваивались новые технологии, расширялся список производимых деталей, а значит, многократно увеличились объемы выпускаемой продукции.


– В сутки кузнечный цех изготавливает 100 тонн поковок и штамповок, – рассказывает начальник цеха Виктор Фурс. – В месяц получается 2 200 тонн, а за год 22 – 25 тысяч поковок. Для большей наглядности представьте большегрузный автомобиль – фуру. В одну машину вмещается 20 тонн груза.

Чтобы перевезти продукцию, изготавливаемую в кузнечном цеху за год, понадобится 1 250 машин-большегрузов вместимостью 20 тонн.

 – Но, несмотря на промышленные успехи и достижения, главной ценностью мы считаем людей: дорожим опытными специалистами, растим достойную смену профессионалов, поэтому и преемственность поколений и семейные династии – это все про наш цех, – продолжает Виктор Николаевич.

Признаюсь, в гостях у кузнецов я уже не в первый раз и точно знаю, новичков здесь не так много – в основном в цеху трудятся работники со стажем, как и его руководитель, отдавший родному предприятию более 20 лет. Виктор Фурс, как говорят на заводе, из кузнецов: 13 лет трудился по этой специальности, позже был мастером на разных участках и вот уже третий год руководит подразделением. Интересуюсь, чем он больше всего гордится.

– Тем, что сейчас наша поковка наиболее приближена к готовой детали, многократно усложнилась ее форма: если, раньше она была преимущественно круглой в плане, то сейчас разновидностей множество, – отвечает мой собеседник. – И, конечно, не может не радовать постоянное совершенствование продукции и процесса производства в целом.

Горжусь надежным, проверенным коллективом профессионалов – это прочный сплав опыта и молодости.

За спиной героев нашего материала – автомобили и автобус «МАЗ». В эту технику каждый из них вкладывает частицу своего труда

Знакомство с работниками начинаю ожидаемо с кузнецов Юрия Семенова и Николая Могдалева. Про Юрия Ивановича в цеху говорят, что он – старой закалки. И с этим трудно спорить: его стаж в машиностроении начался в 1997 году, а Кузнечному заводу мужчина отдал около 13 лет. Юрий Семенов говорит, что специфика их работы непростая: в компании с горячим металлом особенно не расслабишься, да и физические нагрузки приличные.

– Самая легкая деталь весит 10 килограммов, а ведь есть и по 180, – улыбается Юрий Семенов. – Поэтому случайных людей здесь нет: либо справляешься, либо нет. Я несколько раз уходил с завода, пробовал себя в других сферах, но возвращался, потому что это мое, кузня – мне по сердцу.

Кузнеца Николая Могдалева не удивить даже 300-килограммовыми деталями

А вот кузнец на молотах и прессах Николай Могдалев – представитель нового поколения, он выпускник первого набора на эту специальность Могилевского машиностроительного колледжа. В Жодино попал по распределению, а позже создал семью.

Николай признался, что впервые оказавшись в кузнечном цеху, был поражен масштабами производства и оборудования. Но со временем освоился и сейчас работу даже с 300-килограммовыми деталями считает вполне выполнимой.

Наладчик кузнечно-прессового оборудования Николай Задруцкий тоже начинал кузнецом. Начальник цеха Виктор Фурс признается, что в свое время во многом равнялся и хотел быть похожим на Николая Николаевича. Выработав «горячий» стаж, Николай Задруцкий перешел в наладчики. От него зависит исправность оборудования. Мужчина отмечает, что сложностей в работе нет: руки давно знают всю технику. Всего горячему цеху он отдал 27 лет.

– К Кузнечному заводу я уже прикипел душой, – делится Николай Николаевич. – В шутку даже называю его дом-2.

Чем ближе знакомлюсь с работниками цеха, тем чаще ловлю себя на мысли, что все здесь начинали с кузнецов. Так и мастер Андрей Чепиков из 28 лет на заводе 25 отработал именно в этой специальности. Когда-то, приехав в гости к родственникам в Жодино, попробовал себя на КЗТШ, да так и остался.

– За такое длительное время я сжился с заводом, – откровенно говорит Андрей Викторович. – Это уже моя вторая семья. Поэтому как мастер считаю необходимым найти подход к каждому рабочему, хоть это и не всегда просто. Ведь чтобы хорошо работала техника, нужно правильно настроить людей.

Кузнечный для семьи Чепиковых – семейное предприятие: восемь лет крановщицей отработала супруга Людмила, трудовой путь здесь начинал и его сын.

Такие контейнеры с помощью крана ежедневно перемещает Наталья Губаревич

Наравне с мужчинами в цеху трудятся и представительницы прекрасной половины. Скажу откровенно, хрупкая Наталья Губаревич никак не ассоциируется у меня с машинистом крана. И тем не менее в этой должности женщина трудится уже почти семь лет. Еще больше удивляюсь, когда узнаю, что, имея высшее экономическое образование, Наталья не хочет менять специальность и каждый день с удовольствием поднимается на высоту 16-18 метров!

– Нравится мне моя работа, – улыбаясь, поясняет Наталья. – Хоть и тяжелая она, но я получаю столько адреналина и удовольствия от своего труда! Еще всегда хотелось работать на серьезном госпредприятии – так я много лет назад выбрала КЗТШ. А когда узнала, что будут набирать группу для обучения на машиниста, поняла: это мое. И ни разу не пожалела!

Кладовщик Любовь Бакуменко выдает средства индивидуальной защиты мастеру Андрею Чепикову.

Обеспечить всем необходимым коллектив кузнечного цеха – обязанность кладовщика Любови Бакуменко, с которой она успешно справляется. Любовь Федоровна выдает работникам средства индивидуальной защиты, а еще молоко – за вредность. Каски, рукавицы, фартуки, респираторы, нарукавники, защитные очки – так она «принаряжает» рабочих на протяжении восьми лет. А еще через ее руки ежемесячно проходит три тонны молока и около 200 килограммов мыла! Любовь Бакуменко ежедневно приходит на завод вот уже 24 года и признается, что работать с людьми ей в радость.

В кузнечном цеху трудятся 250 человек, из них 90 кузнецов. Но назвать его исключительно мужским нельзя: здесь работают около 50 женщин.

Чистильщик металла Сергей Карнейчик сейчас трудится на правке, работая на гидропрессе – ровняет детали, чтобы позже на них можно было нанести отверстия, соответствующие стандартам. Работа физически тяжелая: весовой диапазон деталей – это передние оси автомобиля «МАЗ» , автобусов, коленчатый вал – составляет от 40 до 170 килограммов. Помимо этого, ремесло рихтовщика требует внимательности и скрупулезности. Но это, признается Сергей Михайлович, уже дело привычки. Радует мужчину дружный коллектив и хорошая зарплата. Наверное, именно поэтому он верен КЗТШ уже 19 лет.

Заместитель начальника цеха Марат Казак своими главными задачами считает своевременную сдачу продукции, а также придание движения заготовке, которая, пройдя все производственные процессы, превратится в деталь и станет товаром. Ведь именно кузнечный дает движение другим цехам предприятия.

– Трудностей на производстве достаточно, но непреодолимых моментов нет, все можно решить, нужны только время и желание, правильный подход, – отмечает Марат Евгеньевич.

Коллеги считают его креативным человеком и идейным вдохновителем цеха. А мне более верным кажется такое описание: творческий рационализатор.  Ведь Марат Казак всегда в размышлениях, как сделать производственный процесс более совершенным.

– К примеру, на заготовительном участке были сложности в отрезке заготовки. Провели необходимые расчеты и, опираясь на статистику, убедили руководство, что необходимо соответствующее оборудование. Так в скором времени у нас появился новый отрезной станок. Да, его покупка была в планах предприятия, но благодаря аргументированным доводам удалось ускорить процесс. И, безусловно, это радует, – подытожил Марат Казак.


Кузнечный цех негласно считается сердцем всего предприятия. И в юбилей подразделению хочется пожелать, чтобы оно билось в унисон с сердцами работников, которые еще много лет каждый день будут с радостью приходить сюда на смену.

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Городская общественно-политическая газета Жодино
Добавить комментарий