С дома № 6 на улице Сырокваша в конце 50-х начиналось строительство жилого поселка автомобилистов

Дом с историей

«Дом с историей» – так называется наша новая рубрика, в которой мы рассказываем о самых старых домах города и их жильцах. А в Жодино немало сооружений, которые в масштабах молодого города представляют историческую ценность. Сегодня мы расскажем о доме № 6 на улице Сырокваша. Именно отсюда начиналось в конце 50-х строительство жилого поселка автомобилистов.

50-Е ГОДЫ. ПОСЕЛОК МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ

Автозавод набирает мощь, увеличивается число персонала. Молодым специалистам, которые приезжали в Жодино со всех уголков СССР, требовалось жилье. И тогда рядом с «Дормашем» появился второй жодинский поселок – машиностроителей.

Стилистически новая застройка своей привычной – подобные были в сотнях советских городов – типовой неоклассикой напоминала поселок энергетиков, что ранее вырос на ГРЭСе. Однако были и отличия: поселок машиностроителей создавался более крупным. Все те же здания, но повыше, все тот же бульвар, но пошире. Он соединял заводоуправление с Дворцом культуры (на ГРЭСе – Дом культуры. – Прим. авт.). Все было больше и торжественнее, но принцип организации пространства был таким же: те же просторные дворы, фактически та же инфраструктура. Так вырос второй город-сад в пределах одного населенного пункта.

ЖИТЕЛИ ДОМА № 6

Было сложно найти старожилов: дом за последние годы заселился внуками и правнуками автозаводчан, получивших в  50-х ключи от комфортабельных и лучших на то время квартир в городе. Но нам повезло. Люди подсказали, что в доме живет один из первых водителей-испытателей белазов Николай Пытляк. Николай Иванович оказался общительным собеседником, который рассказал нам много интересного о себе и о том времени.

– Родился на Брестчине. Жил с родителями на хуторе Плоские. Когда началась война, мне было 13 лет. В августе 1941-го отца, как партийного работника, расстреляли фашисты. С ребятами в лесах собирали оружие, потом передавали партизанам. Они часто заходили в наш дом, давали задания. После войны мы узнали, что брат погиб под Варшавой. Жилось трудно. А в 1950 году меня призвали в армию. Попал на Дальний Восток, служил в зенитной батарее, участвовал в корейской войне. Можно сказать, три года жили в землянках.

Николай Пытляк.

Мобилизовавшись, Николай Пытляк уехал в Куйбышев – здесь жил его друг. Устроился на домостроительный комбинат, где работал по разным специальностям, в том числе крановщиком. Через пару лет получил  квартиру. Но Николая тянуло на Родину. И он поменял свою новую квартиру  на жилье в Жодино. Молодой город выбрал потому, что понимал: там работа для него найдется. Семья заселилась в дом № 6 на улице Сырокваша. Соседями оказались известные люди, работающие на заводе. Среди них директор Дмитрий Сырокваш, главный конструктор Сироткин, конструктор Быченок, слесарь Муковозчик, на одной лестничной площадке – начальник РМЦ Ларченко, нормировщик Матвеев и другие. Как вспоминает Николай Иванович, жили все очень дружно, вместе отмечали праздники, ходили на демонстрации.

Все демонстрации в Жодино проходили под окнами жильцов дома № 6. На фото – 1962 год.

Николай Пытляк сразу же устроился на автозавод водителем. Учился в вечерней школе, после окончил трехгодичную школу мастеров. К тому времени он уже был водителем-испытателем машин-гигантов.

– Объездил весь Союз. Надо было научить работать наши самосвалы в карьерных условиях в любых климатических зонах,– рассказывает ветеран завода. – Якутия, Кузбасс, Прибалтика, Дальний Восток – география моих командировок. А в них всякое случалось. Например, однажды в Якутии, в Нерюнгри, притянули 180-тонник с грузом, в котором заклинило одно колесо. «Пытляк, разберитесь, что там случилось», – отправили меня. За очень короткое время я устранил неполадки. Машину знал досконально, за годы работы испытателем – стаж 30 лет – через мои руки прошли машины от 65 до 180 тонн.

Белаз-524 – 65-тонный дизель-троллейвоз, за рулем которого водитель-испытатель Белаз-524 – 65-тонный дизель-троллейвоз, за рулем которого водитель-испытатель Николай Пытляк.

В 1974 году к испытателям приехал известный белорусский писатель Виктор Карамазов. Он долго общался с водителями самосвалов, а позже написал повесть «Спираль», в которой прототипом главного героя Прокопчика стал Николай Пытляк.

1960 год. Дворец культуры готовится к празднику (вид из окна).

ОСОБЕННОСТЬ ДОМА

Здесь расположен ЗАГС, который переехал сюда в  70-е. До этого записи актов гражданского состояния производились в здании сельсовета на ГРЭСе (теперь там краеведческий музей).

Отдел ЗАГС переехал в дом в 70-х гг.

Как рассказали сотрудники, под ЗАГС сначала была выделена одна квартира. Но город рос – ЗАГС был расширен еще на одну квартиру: первая была полностью отдана под зал торжеств. Также преобразовался вход в учреждение: стал более торжественным.

Такое количество свадеб, как жители этого дома, из своих окон вряд ли кто видел. Самые активные участвовали в народном обряде – преграждали дорогу свадебной процессии, чтобы поприветствовать и поздравить молодых. А чтобы сопутствовала удача, предлагали «откупиться». Многие семейные пары до сих пор помнят о такой веселой «преграде» на своем пути в ЗАГС.

Свадьба в новом ЗАГСе.

К особенностям дома я отнесла бы и маленькие французские балкончики для цветов. Правда, жильцы, у которых отсутствуют балконы (в доме № 6 они есть далеко не у всех), приспосабливали этот островок пониженной температуры для хранения некоторых продуктов. Тем не менее аккуратные выступы, обрамленные металлом, неплохо смотрятся даже сегодня.

 Лилия АЛЕХНОВИЧ

Если кто-либо из жодинцев захочет рассказать о своем доме, звоните по тел. 6-41-54  автору публикации.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Городская общественно-политическая газета Жодино
Добавить комментарий