На проспекте Мира в конце 60-х начали строиться первые в городе девятиэтажки

Дом с историей

Продолжаем рассказывать о домах с историей. Сегодня мы на проспекте Мира. Здесь в конце 60-х начали строиться первые в городе девятиэтажки  – дома № 10, 16а и 24. Как три охотничьих рожка с радзивилловского фамильного герба на городской геральдике выглядели эти дома 50 лет назад. Позже в Жодино появились и четыре 12-этажки, побив рекорд проспекта Мира. Но первые высотки определенно внесли особенность в архитектуру Жодино, да и в судьбы людей.

В конце 1960-х уже существовавший поселок машиностроителей начал активно расти: была проложена сетка улиц, главной из которых на данном этапе стал проспект Мира. Впоследствии новая городская магистраль связала промзону БЕЛАЗа с трикотажной фабрикой – предприятием, которое должно было гармонично повлиять на демографию брутального поселка машиностроителей. Так оно и вышло: невесты работали на «трикотажке», а женихи собирали «волатаў».

Проспект Мира. Вдоль него и в окрестностях росли жилые дома и общественные здания. Преимущественно строили в то время из силикатного кирпича, а потому многие сооружения, по сравнению с тремя высотками, мало чем отличались друг от друга. Вся соль проспекта была в «башнях», украшенных предсказуемыми на то время надписями – «ЛЕНИН», «ПАРТИЯ», «НАРОД». Людям здесь предоставлялось комфортабельное  жилье, а в качестве бонуса – полноценная инфраструктура, позволявшая человеку труда скрасить свободное время, заходя в продуктовый и промтоварный магазины, кафе, ресторан «Весна».

В 1974 году в первой девятиэтажке (дом № 10) получила квартиру молодая семья Кренть. Василий и Леонида работали на главном конвейере автозавода: она – технологом, он – инженером. Здесь они и познакомились. Кстати, девичья фамилия Леониды – Кулинчик. Да, да, она из той самой знаменитой многочисленной белазовской династии Кулинчик, общий трудовой стаж которой сегодня составляет около 300 лет. 

– Мои родители переехали в Жодино сразу после вой-ны, – рассказывает Леонида о своей семье. – Построили дом в Касье. Я была девятым ребенком в семье. Отец работал путейцем. Почти все мы, став взрослыми, трудились на автозаводе. В том числе и мой родной брат, депутат горсовета нескольких созывов, Герой Социалистического труда – это звание ему присвоили в 1966 году, делегат XXIV съезда  профсоюзов, обладатель первой на заводе медали «Ветеран труда» Викентий Кулинчик. Наша семья была всегда очень дружной. Мы охотно ходили друг к другу в гости. По праздникам, особенно на 1 Мая, День Октябрьской революции – собирались в просторном деревянном доме Викентия, который находился напротив завода, на улице 40 лет Октября. Дома давно снесли, там теперь многоэтажки. Это было чудесное место, где мы любили собираться, мы называли его «штабом» Кулинчиков. О том времени у меня самые светлые и радостные воспоминания. 

У многих родственников Леониды были фотоаппараты, а потому черно-белых фото в домашнем архиве предостаточно. Особенно много снимков с праздничных демонстраций, семейного отдыха. Все они бережно хранятся (см. фотоподборку).

Я поинтересовалась у женщины, помнит ли она, в какие годы имя вождя мирового пролетариата украшало их дом (этот факт мы обнаружили на фото из архива редакции). «Когда мы заселялись, надпись на высотке уже была. В каком году сняли – не скажу», – ответила жодинка.

Рассказала Леонида и о минусах своего дома:

– Да, это был центр города, работа рядом, но сказать об удобствах квартир в этих домах не могу. Хотя на тот момент это было чуть ли не лучшее жилье в Жодино. Наша квартира расположена на девятом этаже – обзор шикарный. Правда, всегда подтекала крыша. И это для нас была большая проблема, которая не решалась годами. К тому же на площадке между девятым этажом и крышей собиралась молодежь, а еще дети толпами приходили покататься на лифте. А нынче все, кто живет в трех высот-ках, просыпаются по выходным от шума машин, привозя-щих товар в магазины. Но эти моменты не так важны, когда ценишь остальные удобства, в том числе и магазин в шаговой доступности.

Жительница соседнего дома Светлана, которой было 11 лет, когда появилась первая девятиэтажка, вспоминает:

– Для нас, детворы, новый дом был особенно привлекательным. Мало того, что там мы катались на лифте, пока взрослые на работе, мы ходили в  кафетерий полакомиться. Чего там только не было! Соки – мой любимый томатный, газировка по одной копейке без сиропа, по три – с сиропом, ванильное мороженое в вафельных стаканчиках, в картонных – ягодное. Это было так вкусно! Каждому родители давали в школу копейки, мы их экономили, чтобы потом зайти в любимый кафетерий и «покутить». Помню, на прилавках стояли огромные стеклянные вазы, наполненные шоколадными конфетами. Самыми дорогими были трюфели. У них была тройная обертка – промасленная бумага, потом фольга, а сверху – красивый фантик, который мы не выбрасывали, а складывали в шкатулочки, потом показывали друзьям или меняли, если появлялось несколько одинаковых.

Еще одна жительница проспекта Мира Ирина рассказала:

– Помню, как построили дом № 24. Там открылись «Культтовары» – на тот момент главный торговый центр в городе: здесь продавались музыкальные, спортивные, канцелярские товары, игрушки. Мы, девчонки, специально приходили в игрушечный отдел – поглазеть. Особенно сильно преображались «Культтовары» в предновогодние дни. Все сверкало огнями, переливалось дождиком и снежинками. Казалось, ты попал в сказку. Если удавалось упросить маму зайти, ну хоть посмотреть, это была победа. У нее самой загорались глаза и она всегда мне что-то покупала – какую-то игрушку или новогодний шар. До сих пор храню эти чудесные покупки.

Лилия АЛЕХНОВИЧ

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Городская общественно-политическая газета Жодино
Добавить комментарий