Без электроэнергии представить современную жизнь невозможно. Однако этот источник благ смертельно опасен. Взрослые уже обладают определенным жизненным опытом и знают элементарные правила безопасности, а дети, особенно маленькие, только познают этот мир. Они любознательны, активны, подвижны, а все, что их окружает, оценивают органами чувств.
Малыши рассматривают все предметы вокруг себя, трогают их руками, могут засунуть в рот, облизать языком или укусить зубами, пожевать. Так они приобретают опыт для дальнейшей жизни. Однако органы чувств человека не способны определить наличие электроэнергии: ее не слышно, не видно, она не пахнет, и дети не понимают ее опасности. Родители и все взрослые обязаны создать безопасные условия для их жизни, научить аккуратному обращению с электроприборами. Обеспечение этих условий требует дифференцированного, индивидуального подхода, учитывающего детский возраст. Малыши до 3-5 лет обычно находятся под пристальным вниманием родителей и воспитателей дома, на улице и в детском садике. Для обеспечения их безопасности достаточно поддерживать в технически исправном состоянии электропроводку квартиры, блокировать доступ к розеткам, работающим бытовым приборам и отдельным проводам.
Для этого достаточно установить в розетки пластмассовые диэлектрические заглушки. И тогда малыш не сможет всунуть туда шпильки, гвозди, спицы и любые другие металлические предметы, в результате чего может попасть под действие тока.
Еще одна мера защиты – розетки с защитными шторками. Принцип работы заключается в том, что при надавливании только на одну часть защитной шторки ее лепесток не может провернуться вокруг своей оси, отгибается назад и упирается в пластиковую панель механизма розетки. В подавляющем большинстве случаев такая конструкция блокирует доступ к контактам розетки.
Все выключатели и розетки в квартире должны быть надежно закреплены. Доступ детей к включенным в электросеть бытовым приборам и питающим их проводам должен быть заблокирован, иначе они могут потянуть за электрический шнур или начать испытывать его механическую прочность зубами или первыми попавшимися предметами.
Но ограничение допуска к электрооборудованию – не единственная мера. Главное – обучить детей основам безопасности. Лучше делать это в игровой форме, сочетать с показом специальных образовательных детских мультфильмов и обсуждать сюжет после просмотра.
Детям старше пяти лет родители уже предоставляют больше свободы, меньше контролируют их действия, выпускают одних для участия в подвижных играх с ровесниками на свежем воздухе, катаниях на велосипеде. К этому моменту важно сформировать у ребенка четкое знание опасных факторов электричества. Он должен понимать, что электроэнергия передается по проводам и представляет огромную опасность.
Находясь на улице в компании сверстников, дети совершают «героические» поступки, демонстрируя свою ловкость, смелость, меткость и другие качества. Они могут пытаться разбить изоляторы на ВЛ, залезть на высоту по опоре ЛЭП, забыв под влиянием сверстников обо всех уроках безопасности, или открыть замки шкафов с электротехническим оборудованием. Нельзя лазить по опорам ЛЭП, играть под ними, бросать на провода какие-либо предметы.
Дети любят коллективные игры с воздушными змеями, но проводить их можно только на открытых площадках вдали от линий электропередачи. Потоком воздуха змей может быть заброшен на провода, а это уже серьезная предпосылка поражения электротоком.
Во дворах домов или возле них установлены трансформаторные подстанции, распределительные шкафы. Одна из любимых детских игр – прятки. Проникать за ограждение электрического оборудования нельзя. Это ребенок должен четко представлять.
К моменту, когда детям предоставляется свобода выхода во двор, у них должен быть выработан инстинкт:
- не подходить к отдельно лежащим или оборванным проводам (возможно поражение шаговым напряжением);
- не приближаться к ограждению электротехнического оборудования, даже если оно закрыто;
- не играть вблизи опор ВЛ;
- обо всех замеченных нарушениях незамедлительно сообщать взрослым.
В школе у ребенка больше свободы. Это требует от него уже больших знаний и приемов безопасного поведения и обращения с электрическим оборудованием в быту и на улице.
Оставаясь один дома, он не должен:
- самостоятельно включать электроприборы;
- заниматься ремонтом и снимать защитные крышки с бытовых устройств, заменять предохранители, электрические лампы;
- прикасаться к работающим приборам мокрыми руками, а тем более протирать их или мыть водой.
При обнаружении запаха горелой изоляции или искрения необходимо сразу обесточить прибор, но тянуть за шнур питания руками нельзя.
Основными мерами предохранения детей от поражения электрическим током являются:
- поддержание в технически исправном состоянии электрооборудования;
- своевременное проведение ремонта отказавших в работе электроприборов;
- постоянное обучение ребенка мерам безопасного поведения, включая обращение с электрическими устройствами;
- периодический контроль за поведением детей со стороны родителей и педагогов.
Как оказать первую помощь и самому не стать жертвой электротока?
Родители обязаны знать правила оказания первой помощи попавшим под действие электрического тока. Надо понимать, что самое первое действие – это обесточить участок поражения. Проходящий через мышцы человека электрический ток, вызывает их резкое сокращение, поэтому пострадавший может длительно находиться под напряжением. Лучше всего отключение электрического тока производят современные коммутационные аппараты: автоматические выключатели, устройства защитного отключения (УЗО), дифференциальные автоматические выключатели (устройства, которые объединяют в себе функции автоматического выключателя и УЗО). Если ток не отключился, то освобождать пострадавшего, находящегося под действием напряжения необходимо вручную, с применением защитных диэлектрических средств или использовать подручные непроводящие ток сухие предметы.
После отключения напряжения следует сразу оценить состояние пострадавшего, его сознание, цвет кожных покровов, пульс, дыхание и в любом случае вызвать врача. Если отсутствуют признаки жизни, то необходимо приступить к оказанию сердечно-легочной реанимации: проведению искусственного дыхания и наружного массажа сердца.
Первую помощь необходимо продолжать до приведения человека в чувство или прибытия врача. Только он может оценить истинное состояние пострадавшего и принять окончательное решение о завершении реанимации.
Родители должны хорошо понимать опасность, исходящую от электрической энергии, и принимать все меры для исключения несчастных случаев в семье.
Жодинская городская энергогазинспекция
Филиала Госэнергогазнадзора по г. Минску и Минской области
Фото из открытых интернет-источников, носит иллюстративный характер








