В период проведения Минской книжной выставки-ярмарки приобрести книги планируют 96,3% посетителей. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси 12 марта.
Результаты исследования показали, что информацию о проведении выставки-ярмарки каждый третий посетитель получил от друзей, родственников, коллег по работе и учебе (33,5%), еще 29,4% – посредством рекламы на интернет-сайтах, порталах.
Достаточно эффективной в 2025 году оказалась реклама на телевидении (17%) и в социальных сетях (15,4%). Несколько реже о выставке респонденты узнавали благодаря наружной рекламе (11,2%), рекламе в печатной прессе (10,6%) и по радио (6,9%), а также непосредственно от издательств (3,2%).
Наблюдая динамику результатов исследования за последние три года (2023-2025 гг.), можно отметить повышение эффективности информационного сопровождения выставки-ярмарки в социальных сетях и мессенджерах. Так, если в 2023 году узнали о проведении мероприятия благодаря данным источникам только 5,1% опрошенных, то в 2024 и 2025 годах – 10,9% и 15,4% соответственно.

При ответе на вопрос «Сколько раз Вы уже посещали Минскую международную книжную выставку-ярмарку?» 35,3% участников опроса указали, что оказались на выставке впервые, тогда как 34,4% посещают ее регулярно. Немного реже респонденты говорили о том, что были на нескольких выставках ранее (30,3%).
В качестве мотивов посещения книжной выставки-ярмарки каждый второй респондент называл возможность узнать о книжных новинках (55,5%), а каждый третий – желание узнать больше информации об издательствах (34,6%) и приобрести книги по низкой (издательской) цене (34,2%).
Значимыми аспектами для участников опроса являются посещение специальной программы выставки-ярмарки (20,2%), а также возможность встретиться с друзьями (19,7%), приобрести книги в подарок (16,5%), подписать книгу у автора (12,2%).
Стоит отметить, что посетители книжной выставки-ярмарки с каждым годом все чаще проявляют интерес к недавно вышедшим литературным произведениям, ожидают возможности увидеть их на данном мероприятии (в 2023 году – 40,5%, в 2024 – 47,6%, в 2025 – 55,5%).

Абсолютное большинство участников опроса (96,3%) в период проведения ярмарки планируют приобрести книги.
Каждый второй опрошенный собирается купить произведения художественной литературы (57,6%), а практически каждый пятый – исторической (20,4%) и научно-популярной (17%). Также посетители выразили желание пополнить библиотеку книгами для детей и подростков (15,8%), учебно-образовательными (15,1%), психологическими (11,5%) и научными (11,2%) работами. Реже респонденты высказывали намерение приобрести публицистическую (6,9%) и религиозную (3,4%) литературу.
- При выборе новой книги для покупки 68,8% участников опроса предпочитают опираться на собственный читательский опыт и вкус.
- Посетители выставки также руководствуются рекомендациями друзей, родственников и коллег (28,4%), популярностью самой книги (22,5%), дизайном (20,2%), мнением книжных блогеров и критиков (14,2%).
- Реже респонденты осуществляют выбор новой книги, исходя из ее стоимости (9,6%), а также рекомендаций продавцов в книжных магазинах (6,9%) и преподавателей (5%).
Можно отметить, что за последние три года наблюдается тенденция снижения значимости стоимости книги как фактора ее покупки (в 2023 году – 19,7%, в 2024 – 12,4%, в 2025 – 9,6%).

Абсолютное большинство посетителей выставки, принявших участие в опросе, предпочитают книги в печатном формате (88,3%), тогда как электронные и аудиокниги выбирают только 8,5% и 0,9% респондентов соответственно.
Наиболее интересными для себя авторами участники выставки назвали М. Булгакова, А. Пушкина, а также В. Короткевича. Среди любимых произведений были отмечены «Мастер и Маргарита», «Унесенные ветром», «Преступление и наказание».
В тройку наиболее популярных белорусских авторов вошли В. Короткевич, В. Быков и Я. Колас. Далее расположились Я. Купала, И. Шамякин и М. Богданович. Среди наиболее интересных произведений респонденты отметили «Дзікае паляванне караля Стаха», «Людзі на балоце», «Каласы пад сярпом тваім», «Чорны замак Альшанскі» и «Жураўліны крык».

Фото БЕЛТА