Во власти алкоголя оказываются люди разного возраста, социального статуса и финансовых возможностей. «ЖН» продолжает рассказывать о тех, кто противостоит этой болезни и остается трезвым долгие годы. Они сумели остаться доброжелательными, веселыми, открытыми миру и жить полной жизнью.
Андрей девять лет не употребляет спиртные напитки. Желание бросить пить привело его в сообщество анонимных алкоголиков.
– Я долго прятался, всячески скрывал свое состояние. Был тихим интеллигентным алкоголиком. Пил дома, в одиночестве. У меня были комплексы, определенное мнение о себе, и поэтому я старался уединиться и «уйти» в алкоголь. С близкими, коллегами постоянно ощущал скованность.
Все вокруг видели, что у меня есть проблема, что я пью, но я, как мог, пытался ее завуалировать и всем своим видом показывал: нет, вы ошибаетесь, я нормальный, правильный.
Отчетливо помню день рождения товарища. Тогда я не мог выпустить из рук стакан. Что происходило потом, не помню. Так пошло-поехало.
Сложно прилюдно сознаться, что ты алкоголик, ведь у нас это клеймо. Для меня было неприемлемо повесить его самому себе. На собрании анонимных алкоголиков, куда привела меня судьба, пришло понимание, что это болезнь, с которой можно справиться и жить. С момента, когда я прилюдно признался в том, что алкоголик, началось мое выздоровление.
Сразу скажу, анонимность в сообществе соблюдается строго. Это прописано в традициях организации, и все, что говорят на собраниях, все мысли, чувства остаются только в стенах помещения и не выходят за пределы. Здесь я могу открыться (не могу сказать, что этого я не могу делать в социуме), но тут это происходит более естественно. Мы на одной волне.
Именно здесь я научился контактировать с разными людьми, чего раньше не умел или не мог. Часто ездил на форумы: для меня это часть выздоровления. Так смог побывать в разных городах Беларуси, в других странах. Раньше на память оставлял бейджи, у меня их целый альбом.
Не могу сказать, что все происходило гладко. После девяти месяцев трезвости у меня произошел срыв. Слушая истории жизни людей, которые только пришли в сообщество, у меня стали появляться мысли: а действительно ли я алкоголик, может, у меня все хорошо и я смогу контролировать себя? Ребята рассказывали, как они лежали в наркологическом отделении больницы, не раз попадали в милицию, валялись под забором. До такого уровня я не опускался, пил дорогие напитки.
Проблема алкоголика в его постоянном желании проконтролировать свою выпивку. Я всегда думал, что завтра я точно не напьюсь и останусь, по крайней мере, в том состоянии, что и большинство людей, которые культурно выпивают.
Я выпил немного и не побежал в магазин за добавкой. Мне показалось, что я могу управлять собой, не иду «догоняться». Но на самом деле маховик алкогольной машины был уже запущен. Через неделю снова повторил эксперимент, и снова мне показалось, что владею ситуацией. Потом у меня произошел серьезный срыв. Тогда мне казалось, что могу умереть. Этот срыв вылился в четкое осознание: ты, Андрей, реально алкоголик. После этого эксперимента я вернулся в сообщество. С тех пор за девять лет у меня ни разу не возникло желания «уйти» в бутылку и убежать от своих проблем. Я не мучился, не было состояния, что я ненавижу весь белый свет.
Пару слов о «12 шагах». Это простая программа для сложных людей. Проходя ее, шаг за шагом, вместе с наставником или человеком, у которого уже есть опыт, человек меняется или, скорее, узнает себя изнутри. Построена она на искренности, честности и признании каких-то своих темных сторон, ошибок, поступков.
Тех, кто понял, что в одиночку с проблемой справиться не может, всегда ждут в костеле среду с 18.30 и в воскресенье с 16.00.
Светлана ГЕРМАН