Высокие ноты партитуры. Встретились с руководителем народного ансамбля Bravissimo Лилией Астапович и узнали историю коллектива

Культура

Живая музыка, особенно в исполнении симфонических оркестров и инструментальных ансамблей, становится все популярнее. Она завоевывает сердца поклонников сложными эмоциями и глубоким смыслом. Яркий тому пример – полные залы на концертах Imperial Orchestra. Но за пределами больших сцен живут не менее талантливые музыканты.


В Жодино выступления народного ансамбля Bravissimo педагогов Детской школы искусств – всегда настоящий праздник. Репертуар коллектива – от классических шедевров до современных композиций белорусских авторов. Они не боятся экспериментировать. Например, волнующая пьеса Le temps Des cathedral из мюзикла Notre-Dame de Paris звучит в исполнении музыкантов особенно трогательно. А вот Smooth Criminal Майкла Джексона, эффектно исполняемая на цимбалах, привносит неожиданную энергию и драйв. Кроме того, музыканты гордятся уникальным опытом сотрудничества с юными исполнителями, которые блестяще играют бок о бок со взрослыми музыкантами.

Журналист «ЖН» встретилась с руководителем коллектива Лилией Астапович и узнала его историю.

«Родился» Bravissimo в 2012 году и возглавила его Ирина Жизневская. При ней ансамбль не раз подтверждал звание «народный», отмечался дипломами конкурсов и фестивалей. Октябрь 2021 года ознаменовался сменой эстафеты: руководителем стала Лилия Астапович.

Коллектив опытных музыкантов, у каждого – свой взгляд на музыку. В работе нужен тонкий подход. Конечно, я сомневалась! Ведь это не дети, а преподаватели Детской школы искусств, многие из которых – лауреаты международных конкурсов, – Лилия Николаевна рассказывает, что чувствовала, когда ей предложили руководить ансамблем. – И все же я приняла вызов.

Это решение оказалось удачным. С новым руководителем ансамбль не только сохранил свой высокий уровень, но и вышел на новые творческие вершины. В марте на областном конкурсе творческих работ учителей детских школ искусств памяти Анатолия Новикова нашим музыкантам присужден Гран-при в номинации «Инструментальные ансамбли крупных форм».

Состав ансамбля – яркий микс инструментов: два аккордеона (Ольга Ковалевич и Екатерина Давыдова), цимбалы (Эллина Мирошниченко), флейта (Вера Павлюченко), фортепиано (Оксана Симончик), ударные (Андрей Медведский) и бас-гитара (Александр Луцкевич).

Восемь лет назад я уже писала об этом народном ансамбле. Тогда Лилия Николаевна играла в нем, а теперь руководит. Ей выпала уникальная возможность побывать в двух ролях в одном коллективе. Наверняка, это интересный опыт. Оказывается, руководить музыкальной группой – это как быть режиссером в театре, только вместо актеров – виртуозные аккордеонисты, флейтисты, гитаристы, цимбалисты. Лилия Николаевна наблюдает за исполнителями, как зритель, видит и слышит их объективно. Говоря простым языком, подсказывает, кому добавить громкости, а кому убавить. Она учит их взаимодействию, которое в оркестре обеспечивает дирижер. Это ее особенный взгляд глазами режиссера, строящего гармоничное и эмоциональное представление.

За каждым блистательным выступлением стоит кропотливая работа. Задача Лилии Астапович – создание уникальных партитур не только интересных для исполнения, но и максимально раскрывающих потенциал каждого музыканта. Этот непростой процесс требует глубокого анализа, поиска незаезженного репертуара и учета индивидуальных особенностей каждого участника ансамбля. Руководитель Bravissimo призналась, что использует все доступные ресурсы: изучает ноты, просматривает видеозаписи, стремясь к совершенству.

Работа над произведением – это настоящий творческий тандем. Каждый участник вносит свой вклад, обсуждая нюансы исполнения, переходы и артистические решения, – говорит Лилия Астапович.

Показательный пример – подготовка к областному конкурсу Новикова. По объективным причинам срочно изменили программу. За две недели ансамбль разучил сложную пьесу Джона Уильямса «Список Шиндлера», и выступление оказалось триумфальным. И это о том, что жодинский коллектив сплоченный и профессиональный.

Номер с печатной машинкой всегда получает море оваций от зрителей.

Не раз я слышала, как играет этот народный ансамбль, его звучание поражает своей глубиной и многогранностью. Это настоящее искусство, живое и искреннее. И заслуга в этом не только исполнителей, но и руководителя коллектива. Она обладает редким даром – умением видеть потенциал каждого музыканта и гармонично объединить их таланты в единое целое. Ее партитуры – не просто перенос симфонических произведений на инструменты, а творческое переосмысление, сочетание разных темпов и красок.

Председатель жюри областного конкурса творческих работ учителей детских школ искусств памяти Анатолия Новикова Заслуженный артист Республики Беларусь, главный дирижер Национального академического народного оркестра Республики Беларусь им. И. Жиновича Александр Кремко отметил качество партитуры, написанной Лилией Астапович.

Работа с народным ансамблем Bravissimo для Лилии Астапович не основная. В Детской школе искусств она преподает игру на аккордеоне. В свое время окончила жодинскую детскую музыкальную школу: выпускница Светланы  Петрищевой, воспитавшей целую плеяду талантливых музыкантов.

– Наши ученики – частые гости музыкальных конкурсов Беларуси, России и Латвии, – говорит Лилия Николаевна. – 25 марта в Лиде мой ученик Георгий Вишневский стал лауреатом первой степени XII Республиканского фестиваля-конкурса детского искусства «ЛьВёнок», а Александр Труханович – лауреатом первой степени эстрадно-джазового конкурса в Гродно. Уже в этом году мы завоевали высокие награды на музыкальных состязаниях в Витебске, Гродно и Могилеве. 

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Городская общественно-политическая газета Жодино
Добавить комментарий