
Народная мудрость гласит: все новое – это хорошо забытое старое. От себя добавлю: но от этого оно не перестает быть новым! Белорусы всегда опирались на опыт прошлого чтобы построить успешное будущее.
Программу социально-экономического развития на ближайшую пятилетку будут рассматривать народные депутаты, люди из народа, на втором заседании VII Всебелорусского народного собрания, которое пройдет в Минске 18-19 декабря. Эта программа – фундамент и перспектива развития Беларуси, от которых зависит, что будет в нашей стране не только через пять, но и через 10, 15, 20 и 30 лет. И, значит, очень важно не ошибиться в направлениях, особенно если речь идет об экономике и политике.
В мире сейчас буквально наблюдаем «комедию ошибок», точнее, трагикомедию, ибо ошибки, допущенные элитами стран Запада, не только обрушили их экономики, но и реально ведут по короткому пути прямо к третьей мировой войне. Вот цена глупой модернизации, которую затеяли правительства Европы, и тут Беларуси пора четко и громко произнести: «Мы – не Европа!».
Да, Беларусь – это вам не Европа. Ибо Европа сейчас скачет галопом прямо в пропасть. А помните, что кричала Украина, прыгая на горящих покрышках майдана? «Украина – это Европа!». И теперь она в пропасти и доживает последние месяцы.
Наши пути с ними кардинально противоположные. Поэтому документ, которому предстоит быть принятым на ВНС, должен быть не только отшлифован, но и пройти народную экспертизу. И ВНС для этого самая лучшая площадка.
Всебелорусское народное собрание как важный экспертный орган даст всестороннюю оценку и нацелит все наше общество на выполнение задач, которые действительно нужны и реалистичны.
Надеюсь, на Западе скоро поймут свои ошибки. И вот тогда, в контексте такой опомнившейся, взявшейся за разум модернизации полезным для мирового сообщества может оказаться и опыт белорусского государства. В нашей стране предпринята попытка сформировать такую модель развития, которая сочетала бы в себе государственное регулирование и социальную ориентацию экономики. И сейчас, когда под давлением «второй волны кризиса» схлынула знаменитая «вторая волна консерватизма», пришедшая в мир еще в 80-х годах прошлого века (с приходом к власти крайне правых политиков, таких как Рейган, Тэтчер и Коль), оперативный простор для реализации неосоциальной модели оказывается широко распахнут. А сам неосоциализм, как и социал-демократическая модель, выглядит хорошо подготовленным всем ходом развития и самозатухания неоконсерватизма.
Достаточно сказать, что соотношение государственной и частной собственности, скажем, в той же Франции, уже достигло «золотой середины» – 50:50, что обеспечивает здоровый баланс между общественными и частными интересами. И является материальной базой для неосоциализма. И даже в Америке, флагманской канонерке мирового частного предпринимательства, за 90-е и нулевые годы доля государственного сектора подросла до 30%.
Беларуси вряд ли стоит публично вмешиваться в извечный спор «измов», который, несомненно, разгорится с новой силой на выходе из мирового кризиса. Белорусская модель прагматична и вполне соответствует знаменитому выражению Дэн Сяопина: «Не важно, как зовется кошка, лишь бы она ловила мышей». И вовсе не наша вина в том, что непредвзятые весы истории постепенно склоняются в сторону общественной пользы и справедливости, как бы их ни называть. Вероятно, для того имеются мощные объективные предпосылки, коль вместе с весами разворачивается постепенно и вся планета, и, стало быть, Беларусь просто оказалась в мировом тренде. Может, даже на один шаг впереди. Именно поэтому ее опыт (со всеми очевидными успехами и ошибками, которые, к сожалению, неизбежны) следует изучать не только отечественным экономистам и социологам.








