Байкало-Амурская магистраль – не просто железная дорога, это символ грандиозного труда и непоколебимого духа советских людей, среди которых особое место занимали военнослужащие.
Уроженец деревни Кухты Вилейского района Минской области Олег Апетёнок был рядовым военной части 59302, 35-го мостового железнодорожного полка, проходил срочную службу на восточной части БАМа.
«Уже пролетело семь месяцев моей солдатской службы. Еще четыре с половиной месяца – и будет год, а потом еще год – и буду дома. С утра проводились спортивные мероприятия, а потом мы ходили на речку. Здесь речки не такие, как дома. Самые глубокие – по пояс, а дно каменистое. Погода стоит сухая, очень часто бывают пожары. Недалеко тайга уже неделю горит, никак не могут потушить. Пишите, как у вас идут дела. До свидания. С уважением, ваш Олег».
Это последнее письмо солдат написал своим родным 12 июля 1984 года.

На реке Мульмуга, через которую пролегал мост, разразился страшный паводок. Поток воды нес вырванные с корнями деревья и бревна, угрожая разрушить переправу. Картину того рокового вечера помогли восстановить очевидцы: рядовой, который дежурил у переправы, сразу осознал смертельную угрозу. Он забежал в вагончик, где отдыхали его товарищи, и закричал, что мост в опасности. Солдаты тут же бросились на помощь.

Олег Апетёнок первым оказался на переправе. В свете молний и среди шума воды он рубил топором длинные ветви лиственницы, удерживающие огромный затор у понтона.
Деревья стали медленно уходить под воду. Мост был спасен, казалось, опасность миновала. Но случилось страшное: лиственница, подхваченная течением, неожиданно перевернулась и унесла за собой Олега в бездонный водоворот реки.

Рядовой погиб, выполняя воинский долг. Подвиг его не забыт – разъезд на 2707-м километре БАМа носит имя героя, который ценой своей жизни спас стратегически важный объект.
Егор СИЛУЯНОВ, сотрудник краеведческого музея.
Архивные материалы предоставлены Музеем истории БАМа города Тынды.