Вспоминая сожженную фашистами Хатынь, мы порой забываем, что в годы Великой Отечественной войны горели деревни и в Жодинском сельсовете: Поддубье, Яловица, Рассошное, Замлынье, Будагово, Остров, Заброденье, Калюжки. 12 деревень сожгли враги, убили около 300 мирных жителей, тысячи – угнали в немецкое рабство.
Деревня Рассошное известна с 19-го века. Она возникла как застенок на территории Жодинского сельского общества и была связана с Жодино неразрывными узами. Согласно переписи 1897 года в Рассошном имелось 19 дворов, 141 житель. В начале 1930-х годов в деревне создали колхоз «Луч Советов», работали кузница и пилорама. На 1940 год здесь числилось 43 двора, 191 житель.
Воспоминание о родной деревне Софии Курсевич 1926 года рождения:
«Места у нас красивые. Раньше тут речка Бродянка протекала, кругом луга, цветы. На лугах пасли коров. Молоко возили сдавать в Жодино на приемный пункт.
Когда началась коллективизация, отец вступил в колхоз. Он работал на молотарне, был хорошим плотником. Мама тоже в колхозе работала и отцу помогала дом строить. Она была мастерица: и пряла, и ткала на кроснах, постилки такие красивые делала, рисунок кубиками, валенки катала».
Сама София Ивановна в 1939 году окончила 7 классов в деревне Остров и поступила в Борисовское медучилище. Однако завершить учебу ей не довелось, началась Великая Отечественная война.
София вернулась домой, в Рассошное. Впереди были долгие месяцы немецко-фашистской оккупации и угон в рабство. Вспоминает, как однажды немцы согнали жителей деревни на круг возле дома Демьяна Михейчика, раздали всем фотокарточки Гитлера и велели повесить в каждом доме на видном месте. Но большинство жителей этот приказ не выполнили.
А вскоре в окрестных лесах появились партизаны. К ним стали уходить и деревенские парни. Лесные мстители нападали на немецкие гарнизоны, подрывали вражеские эшелоны, вели диверсионно-разведывательную деятельность.
Особенно активизировалось партизанское движение весной 1943 года. Оккупанты вынуждены были держать в тылу значительные силы для борьбы с партизанами. Гитлеровское командование требовало как можно скорее покончить с «бандитами». С этой целью в апреле 1943 года была проведена серия карательных операций против партизан Борисово-Бегомльской зоны.
Со 2 по 4 апреля прошла карательная операция под кодовым названием «Манилы» в Манильском лесу Логойского района, с 6 по 8 апреля – операция «Весна – Юг» в Борисовском и Смолевичском районах. А затем каратели блокировали леса и болота в пределах Борисов – Смолевичи – Логойск – Зембин – Борисов, и началась операция под кодовым названием «Весна – Север», которая проводилась с 8 по 14 апреля 1943 года.
Оккупанты сбрасывали авиабомбы с самолетов, жгли деревни, травили население собаками, вывозили продовольствие и скот. В Жодинском сельсовете тогда были сожжены деревни Рассошное и Замлынье, расстреляны сотни жителей, еще больше мирных граждан угнано на принудительные работы в Германию.
В Рассошное каратели пришли 13 апреля 1943 года уже после того, как расправились с мирными жителями и сожгли деревню Сухой Остров. Сохранились свидетельские показания людей, переживших эту страшную трагедию.
О том, как происходила расправа, рассказал Александр Курсевич 1934 года рождения:
«Мне было лет десять. Помню, приехали в Рассошное немцы с Бабьего Леса и сказали старосте – Метик был – показать, где живут партизанские семьи. А перед этим бомбежка была. На отшибе жили две партизанские семьи Кирильчиков и недалеко еще одна. У Тодора Прашки четыре сына было: двое на фронте воевали, а двое в партизанах. Немцы Тодора Прашку и его жену Татьяну расстреляли в сарае. А потом к ним во двор повели семьи Кирильчиков: Василя и Павла.
Заводили по несколько человек в сарай и расстреливали. Восемь детей убили. Потом повели Андрея Ануфриевича Курсевича и его жену Марию Ивановну. Я сам видел, как их вели. Погнали и Христину Курсевич. Они уже старики были, но и их расстреляли. Расстреляли хромого Михаила Михейчика, которому было уже около 70 лет. А потом сарай с убитыми подожгли и спалили».
Разобравшись с партизанскими семьями, захватчики сожгли и всю деревню. В огне сгорела заживо больная дочь Григория Кирильчика. Остальные жители сумели убежать и спрятаться в болоте. Погибли в тот день страшной смертью 22 человека, в основном старики и дети. Местные жители похоронили их на кладбище в деревне Остров.

Завершив расправу в Рассошном, фашисты направились в соседнюю деревню Замлынье. Ее жители, узнав о приближении карателей, укрылись в лесу в заранее подготовленных землянках.
Войдя в опустевшую деревню и не найдя, чем поживиться, каратели в ярости поджигали дома местных жителей. Яркое пламя в вечерних сумерках возвестило еще об одном преступлении.
Однако, несмотря на все усилия карателей запугать местных жителей и разгромить партизанское движение, карательная операция «Весна – Север» не достигла своей цели, и задачи, поставленные немцами, не были выполнены. Партизаны через некоторое время вернулись на свои места дислокации, восстановили землянки и начали наносить удары по врагу. Спасшиеся жители сожженных деревень строили землянки и продолжали оказывать помощь партизанам. До освобождения Беларуси оставался один год.
Галина АНИСКЕВИЧ,
руководитель ПИО «Катюша» Жодинской женской гимназии