В Жодино началось возведение новой автостанции. И его, как и любое другое строительство в центральной части города, одни восприняли положительно, а другие высказываются против. Выясняли, в чем причина.
Старая автостанция уже давно не выдерживала никакой критики: как ни крути, а лицо нашего молодого и современного города должно быть лучше. Разговоров на эту тему, как и проектов новой станции, было много. В свое время даже планировалось, что ее со зданием ТЦ «Элегант» соединит галерея. Но в итоге инвестор отказался от масштабного замысла, и строительство теперь ведется за счет бюджета.
На проектно-изыскательские работы и строймонтаж автостанции из областного бюджета выделено 3 млн рублей.
Немного предыстории. Еще в 2018 году были проведены общественные обсуждения плана детальной планировки центральной части города, в котором в том числе было предусмотрено и это строительство. Тогда жители высказали свое мнение, и большинство сошлось на том, что новая автостанция должна быть на месте старой.
В сентябре этого года ее закрыли и приступили к подготовительным работам по строительству. Но, как оказалось, старый павильон не вписывается не только в современный облик, который после реконструкции примет трасса Р53, но и в планы некоторых горожан, и они резко стали выступать против этого строительства.
«У нас было место отдыха, большая зеленая зона, а сейчас нам негде проводить время», «Зачем вырубать деревья?», «Почему с нами не посоветовались?», «Неужели нет другого места в городе?» – эти доводы приводили жильцы дома №14 на улице 50 лет Октября.
Прежде всего, надо сказать, что это исторически сложившееся месторасположение – в Жодино именно здесь автостанция была всегда. Это логично: возле трассы, да и большинству горожан удобно добираться.
Кроме этого, в 2022 году Совет Министров Республики Беларусь утвердил Генеральный план развития города, и любое строительство должно вестись в соответствии с этим нормативным документом. Проще говоря, строить, где хотим, мы не можем: раз в свое время выбрано это место, то здесь и расположится новая автостанция.
Что касается вырубки деревьев. Действительно, для проведения строительных работ, подведения необходимых коммуникаций проектом было предусмотрено удаление 29 кленов и яблонь в зеленой зоне в районе этого дома, так как на месте старого павильона расположится крытый перрон, а здание – чуть в глубине. И именно это не устраивает жителей «доллара», как в народе называют этот один из самых больших домов.
– Город растет, развивается, Жодино и Минск связала современная автомагистраль. Сейчас ведется реконструкция участка трассы, проходящей через наш город, – пояснил на встрече с горожанами председатель горисполкома Дмитрий Заблоцкий. – А потому новая автостанция должна не только гармонично вписаться в новый облик автострады и в целом нашего современного города.
Здание спроектировано с учетом новых требований: предусмотрено создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Дожидаться своего рейса пассажиры будут в большом зале, рассчитанном на 32 места, также для их удобства предусмотрены большие крытые перроны со скамейками.
Кстати, прозвучал вопрос и о том, что раз затеяна такая долгожданная стройка, то надо было бы сделать автостанцию побольше. На что директор Автопарка №18 Юрий Кульвановский пояснил: площадь здания рассчитана исходя из городского пассажиропотока.
Проект выбирали не помпезный, а максимально функциональный.
Здесь будет туалет, комнаты матери и ребенка и для людей с ограниченными возможностями. А выстраивать невостребованные площади и потом их содержать и обслуживать – просто нецелесообразно.
– Мы хотим сделать все максимально удобно для людей и будем все вопросы согласовывать и решать по мере строительства, что называется, в ручном режиме, – подытожил Дмитрий Заблоцкий. – Деревья, подлежащие удалению в соответствии с проектом, будем убирать, только если они мешают строительству и прокладке коммуникаций. А по возможности – сохраним.
К тому же здесь запланированы компенсационные высадки: вместо удаленных деревьев, высадят не менее 16 кленов. Причем не молодых, а 10-летних и в месте, согласованном с жильцами прилегающего дома. Деревья дополнительно создадут живую изгородь и будут защищать дом от шумной трассы. На самой автостанции установят современное интерактивное табло, где будет подаваться вся необходимая пассажирам информация, а звуковые объявления ограничат по времени суток, что также минимизирует неудобства для жителей близлежащих домов.
Средства выделены, проект выполнен и прошел экспертизу, начались работы и установлены сроки их выполнения – так что новой автостанции быть! Но, конечно, определенные корректировки на основании конструктивных пожеланий жителей при строительстве будут учитываться.