Пожалуй, первые ассоциации, которые возникают у любого при упоминании работников следствия, – это преступления, допросы, уголовные дела. Да, профессионализма, скрупулезности и умения трудиться в любое время суток им не занимать.
А как следователям удается совмещать работу и семью и быть не только высококлассными специалистами, но и заботливыми родителями, я узнала, встретившись с Анной Московой, следователем Жодинского городского отдела Следственного комитета с 14-летним стажем, и ее дочерью Златой.
Анна Геннадьевна, признается, что успела себя попробовать в роли следователя в двух проекциях: до и после создания семьи. И, улыбаясь, отмечает моя собеседница, мама двоих детей, в первом случае было проще.
– Специфика нашей службы предусматривает ночные выезды и немало внеурочной работы. Конечно, когда есть дети, это добавляет определенных сложностей, – рассказывает следователь. – Помимо того, отдежурив, дома заступаешь, что называется, во вторую смену: приготовить, убрать, уроки проверить. Но ничего, справляемся.
– Маме нравится ее работа, хоть она довольно сложная, – вступает в разговор 12-летняя Злата. – Ее главная задача – найти преступника, который обидел людей, и довести его до суда.
Друзья девочки к профессии ее мамы относятся уважительно, а однажды, когда Злата еще ходила в детский сад, Анна Геннадьевна пришла забирать ее прямо со службы – по форме и с оружием. На детсадовское сообщество это произвело впечатление, и с тех пор малыши доверительно сообщали всем новеньким: мама Златы – полицейский, как в мультиках, поэтому обижать ее нельзя. А позже Анну Москову приглашали в школу – на профориентационных беседах она рассказывала о профессии следователя, ведь у многих люди в форме ассоциируются только с милицией.
Ребенок двух следователей – папа Златы отдал службе в СК 33 года – хорошо знает об их трудовых буднях и тяготах профессии, доводилось и у мамы на работе бывать.
Дочь даже может продиктовать: «С моих слов записано верно, мною прочитано», – улыбается Анна Геннадьевна.
Но, несмотря на рабочую загруженность мамы, Злата уверяет, что с пониманием относится к некоторым бытовым трудностям. Может и несложный ужин по рецептам из интернета приготовить.
– Я знаю, что так надо, – серьезно отвечает девочка. – К тому же мама все равно старается уделять мне много времени: мы любим по магазинам вместе пройтись, фильм посмотреть, погулять на природе. И в конкурсах, которые проводит Следственный комитет, часто участвуем: например, на конкурс чтецов видеоролик снимали. Репертуар всегда вместе с мамой подбираем, а ко Дню Победы я рисовала картину о войне и заняла первое место. Еще люблю спорт: четыре года занимаюсь самбо, и английский мне нравится.
Как признается Анна Москова, работа накладывает определенный отпечаток на модель воспитания:
– Когда постоянно сталкиваешься с преступлениями, подсознательно растет беспокойство за своих детей, переживаешь, чтобы они не попали в схожую ситуацию. Поэтому в моментах безопасности у меня довольно строгая позиция.
И тем не менее Злата склоняется к мысли продолжить семейную династию и тоже стать следователем. Анне, зная все сложности профессии, с одной стороны, хочется уберечь дочь от них, но она подчеркивает, если после окончания школы девочка не изменит решения, то она примет ее выбор. Ведь, несмотря на все тяготы службы, осознание того, что благодаря твоему труду удалось восстановить справедливость и кому-то помочь, тоже немаловажно.
– Вспоминается дело, когда цыганка у 95-летней бабушки украла крупную сумму денег. Нам удалось найти злоумышленницу и вернуть деньги. До сих пор помню слезы счастья пожилого человека – это для меня самая лучшая награда и стимул, чтобы упорно трудиться и помогать людям, – подытожила Анна Москова.