Играть в «шашечки» по правилам
Знаменитая фраза «наши люди на такси в булочную не ездят» осталась лишь данью советской классике. Ездят, и еще как. И в булочную, и на работу, и просто по делам. Спрос есть, а значит, есть и предложение.
В стране заработал нашумевший реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе такси. Это значит, что работать легально смогут только те диспетчерские, фирмы-перевозчики и водители, которые в него включены. Как попасть в этот «электронный банк», что будет, если проигнорировать новацию, и для чего вообще нужны эти изменения, разбирались вместе с начальником инспекции МНС по городу Жодино Анной Кривашеевой.
С ноября деятельность перевозчиков, диспетчеров, водителей, которые не включены в реестр либо включены, но их нахождение в нем приостановлено, будет считаться незаконной. Нет данных – работать нельзя!
Первый и логичный вопрос: кому можно будет работать в такси? Физлицу либо в качестве индивидуального предпринимателя, либо в качестве водителя, то есть наемного работника. При этом в последнем случае должен быть заключен трудовой договор с организацией или ИП, которые выполняют автомобильные перевозки пассажиров. В этом случае регистрироваться в реестре должен сам перевозчик: в заявлении он должен указать сведения об организации, всех водителях и транспортных средствах. Самостоятельно подает сведения о себе как о перевозчике – индивидуальный предприниматель.
И организации-перевозчики, и ИП обязаны своевременно включать в реестр сведения, вносить в них изменения, в том числе об эксплуатации транспортных средств и работе водителей, поддерживать их актуальность.
– Анна Александровна, а кто будет формировать и вести реестр?
– Это входит в компетенцию Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Она является и владельцем, и оператором. Включать сведения в реестр будут на основании заявлений перевозчиков и диспетчеров.
– Сколько стоит «включиться»?
– По 31 октября – бесплатно. С 1 ноября будет взиматься госпошлина: включение в реестр сведений о транспортных средствах – две базовые за каждое ТС, о водителях – одна базовая за каждого, о диспетчерах – 100 базовых с каждого диспетчера. За каждое изменение в реестр тоже нужно будет платить.
Санкции для тех, кто захочет обойти закон, серьезные. Нарушителям помимо крупных штрафов – до 500 базовых величин для юрлица и до 200 для ИП – грозит конфискация до 100 процентов полученных денежных средств в результате нелегальной деятельности.
Анна Кривашеева заострила внимание на налогах:
– С физлица, работающего водителем, организация или ИП, с которым у него заключен трудовой договор, удерживает подоходный налог – ставка 13%. В отношении ИП применяется общий порядок налогообложения.
Также водителям стоит помнить, что использовать рабочий автомобиль для личных дел не получится. Новые правила исключают такую возможность – такси может передвигаться только по нуждам перевозчика и только в рабочее время. То есть на нем в выходной день, например, нельзя поехать на дачу. Если сотрудники Транспортной инспекции выявят такие факты, то засчитают как нарушение.
А еще водитель обязан выполнять только заказы, поступающие ему с использованием информационных систем и ресурсов от перевозчиков и диспетчеров, которые включены в реестр.
И еще одно новшество, которое вызвало немало обсуждений, – видеорегистратор. Теперь он станет обязательным, а устанавливать его должна фирма-перевозчик. О наличии средств видеофиксации нужно предупредить пассажиров, разместив информацию в салоне авто. Также диспетчеры и перевозчики обязаны хранить видеоматериалы на протяжении 12 месяцев. За несохранность автоперевозчикам грозит исключение из реестра.