Работа в спектре. 2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

Общество

Об аутизме в современном мире не слышал только ленивый. Статистика обещает, что с каждым годом количество таких детей будет только увеличиваться. В чем их особенности, что такое интеграция в детском саду и как не пропустить тревожные звоночки? Эти вопросы я задала учителю-дефектологу с многолетним опытом Елене Ольшевской, работа которой давно и тесно связана с «детьми дождя».


Расстройство аутистического спектра (РАС) – это группа расстройств, для которых характерно нарушение социального взаимодействия и коммуникации. С 2007 года проходит акция «Зажги синим»: 2 апреля знаковые архитектурные сооружения подсвечивают этим цветом, чтобы подчеркнуть важность помощи людям с РАС для повышения уровня их жизни.

Отправляюсь в детский сад № 21 с ярким названием «Вясёлка»,  где с 2011 года работает Елена Ольшевская. Многим известна фраза: «Если ты знаешь одного аутиста, значит, ты знаешь только одного аутиста». Спрашиваю мнение специалиста.

Кабинет Елены Ольшевской украшен яркими картинками, а на полках стоят разнообразные игрушки. Все это просто объяснить: любая работа с детьми строится через игру.

– Полностью согласна с ней, за все время своей работы я не встречала двух детей с одинаковыми проявлениями расстройства, – признается учитель-дефектолог. – Выделить можно особое взаимодействие с окружающим миром. Такие люди бывают замкнутыми или, наоборот, излишне активными. Могут выполнять необычные движения, их еще называют «стимы», резко реагировать на громкие звуки или незнакомую еду. Перечислять можно долго, но самое неприятное, что у детей зачастую сочетанный характер нарушения – когда расстройство аутистического спектра в комплексе, например, с интеллектуальной недостаточностью.

Если отличия такие значительные, очевидно, что для особенных детей должны быть созданы условия, в которых они смогут развиваться. Одним из таких вариантов является интегрированная группа.

Интегрированное обучение и воспитание – это организация специального образования, где дети с особенностями психофизического развития воспитываются и обучаются одновременно с нормотипичными ребятами. Группы отличаются меньшим количеством человек, а дети с ОПФР получают комплексную помощь.

Мамы, которые узнают о преимуществах интеграции, сразу хотят, на всякий случай, перевести своего ребенка в такую группу. Интересуюсь, возможно, ли попасть в нее только по собственному желанию.

– Решение о приеме и переводе в интегрированную группу принимает психолого-медико-педагогическая комиссия, – поясняет Елена Ольшевская. – Если у ребенка есть признаки, указывающие на особенности в развитии, родителям рекомендуют посетить врачей и получить заключение. После этого назначается дата комиссии, где специалисты проведут диагностику ребенка и определят для него образовательный маршрут. В документе будет указана программа
обучения, ее продолжительность и дополнительные рекомендации.

Надо отметить, что в интегрированных группах обучаются не только дети с расстройством аутистического спектра, сюда могут попасть воспитанники с ДЦП, синдромом Дауна, трудностями в обучении, с интеллектуальной недостаточностью.

Процесс коррекции всегда начинается с установления контакта с ребенком. В зависимости от особенностей конкретного воспитанника учитель-дефектолог разрабатывает структуру коррекционных занятий и адаптирует пособия, подбирает игрушки.

– В первую очередь необходимо много наглядного материала, который должен быть реалистичным и простым в понимании, а еще последовательным, – рассказывает Елена Ольшевская. – Я использую в работе элементы альтернативной коммуникации PECS, социальные истории, например порядок действий при мытье рук. Жетонную систему поощрений позаимствовала из прикладного анализа поведения. Эта современная и эффективная методика заключается в том, что поведению предшествует определенный стимул. Если понять эту связь, то можно изменить реакцию ребенка.

На мой взгляд, регулярные занятия должны дать положительную динамику. Спрашиваю Елену Георгиевну, каким образом ситуация выглядит на практике.

– Результаты коррекционной работы напрямую зависят от выраженности нарушения, потенциала ребенка, вовлеченности родителей. К сожалению, взрослые, отрицая проблему, упускают самый ценный ресурс – время. Чем раньше обнаружили трудности и приступили к занятиям, тем лучше, – отмечает учитель-дефектолог. – Есть такое понятие, как сензитивные периоды развития. В это время ребенок может догнать сверстников, но если родители обращаются поздно к специалистам, увы, результаты будут незначительными.

Среди молодых мам бытует мнение, что нормы развития безнадежно устарели, а каждый малыш индивидуален. И вообще, у нас папа до пяти лет молчал, а потом как заговорил! Мнение Елены Ольшевской по этому поводу четкое:

– Родители должны быть внимательны к своим детям и создавать все условия для их полноценного развития. Задолго до рождения ребенка паре следует подготовиться: посмотреть возрастные нормы, почитать, когда ребенок произносит первые звуки и слова, какие игрушки купить и во что играть с малышом. Не все родители это знают, хотя живут в век интернета и найти нужную информацию несложно.

А что по поводу гаджетов? Наверняка многие видели едва научившегося сидеть кроху с зажатым в руке телефоном с мультиком и громко играющей примитивной песенкой.

– К гаджетам у маленьких детей я отношусь отрицательно, – признается специалист. – Это ярко оформленная информация, которая показывается на дисплее в определенном режиме. В будущем родителям будет сложно с ней конкурировать: попытки ограничить использование телефона вызовут сильные эмоциональные всплески. У детей с ОПФР это даже может перерасти в агрессию. Исключением я считаю только специальные планшеты для альтернативной коммуникации с неговорящими детьми.

Тревожные признаки

  • отсутствие или избегание глазного контакта;
  • отсутствие указательного жеста;
  • ребенок не реагирует на свое имя и не узнает близких родственников;
  • стереотипная игра: выстраивает предметы в ряд, использует игрушки не по назначению (например, стучит куклой;)
  • отсутствие или задержка речи;

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Городская общественно-политическая газета Жодино
Добавить комментарий