2024 год проходит под знаком 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. К юбилейной дате приурочено много мероприятий, направленных на формирование уважения к прошлому и настоящему белорусского народа, сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне.
Мы продолжаем наш проект «Я расскажу об этом детям и внукам», который мы реализуем совместно с СШ №4. На базе Народного музея боевой и трудовой славы учреждения реализован проект «Родные лица Победы». Одним из его участников стал ученик 6 «Г» класса Захар Климович. Вот его рассказ.
Моя прабабушка Татьяна Сацук была связной партизанской бригады «Разгром». За помощь партизанам ее вместе с сестрой Марией фашисты отправили в концлагерь Освенцим, где они находились до прихода советских войск.
Прабабушки давно нет в живых, но еще в 1990 году она рассказала о своей судьбе корреспонденту газеты «Маяк коммунизма» Номер газеты с этими воспоминаниями и ее партизанское удостоверение и награды хранятся в нашей семье, как самые ценные реликвии.
В трагическом сорок первом году веселая, беззаботная юность сестер Татьяны и Марии Сацук закончилась – уже в начале июля немцы оккупировали деревню Слободка Борисовского района. В общенародную борьбу включились и девушки. В начале 1942 года они стали партизанскими связными. Под видом обмена сала на соль, спички, керосин они приезжали в Борисов, где у связной получали не только нужные сведения, но и оружие, взрывчатку, и с огромным риском в тайнике своей повозки через немецкие посты перевозили все это к партизанам.
Казалось, все шло хорошо. Но так было до октября 1943 года: подвела плохая конспирация и излишняя доверчивость. В деревне старостой был Иван Сорока, который вошел к сестрам в доверие, а потом сдал немцам.
В одну из ночей дом, где жили девушки, был окружен карателями и полицаями. В квартире при обыске были найдены медикаменты для отправки партизанам. Сестер отправили в борисовскую тюрьму, где фашисты пытали пленников. Каждую ночь арестованных увозили на расстрел. Среди них были старики и беременные женщины. К счастью, Татьяну и Марию эта участь миновала. Но их муки не закончились.
18 мая 1944 года в товарном вагоне их привезли в лагерь смерти Освенцим. Узниц одели в полосатые халаты с номерами, на левую руку нанесли номера: у Марии был №79657, а у Татьяны – №79658.
Вновь прибывших загнали в длинные деревянные бараки с трехэтажными голыми деревянными нарами. Кормили черным хлебом наполовину с опилками, похлебкой из гнилой брюквы и целого овса – на пять человек полуторалитровая миска. Ложек не давали, пленники хлебали по очереди прямо из миски или консервными банками. Узники копали траншеи под керамические трубки для мелиорации. Худые, голодные, они еле передвигались. Иной раз случалось схватить картофелину, брюкву или на помойке найти очистки. За это от охранника тут же получали удар прикладом автомата или на них натравливали овчарок. Если ослабший отставал и падал, его расстреливали на месте.
Узников заедали тысячи вшей – пошла эпидемия тифа. Десятками они умирали от голода и болезни. И тогда вместе с трупами немцы выносили и еще живых больных, складывали в штабеля и отправляли в крематорий. Круглосуточно и без остановок работала фабрика смерти. Из ее труб шел черный дым, выбивалось пламя, стоял зловещий смрад: крематорий находился рядом с лагерем.
Каждый день приходили эшелоны с очередными жертвами. Сжималось сердце, когда перед загонкой в крематорий у матерей забирали малолетних детей: женщины кричали, ломали себе руки, бросались на колючую проволоку под током, а дети пронзительно плакали.
В феврале 1945 года, когда Красная армия была уже недалеко от Освенцима, сестер Сацук выгнали из лагеря, и они трое суток шли пешком. Затем их погрузили в товарные вагоны и перевезли сначала в один лагерь, а через две недели – в лагерь на реке Эльбе. 2 мая 1945 года узников освободили советские солдаты. Этот день стал самым дорогим праздником в жизни девушек.
Радость возвращения в свою деревню для Марии и Татьяны Сацук была омрачена печальной вестью – они не застали в живых свою мать. Партизанская связная при выполнении задания народных мстителей подорвалась на мине. А отец скончался вскоре после возвращения дочерей от последствий издевательств фашистов.
Пришло мирное время, Татьяна и Мария вышли замуж. Годы в постоянных трудах и заботах шли быстро. Появились дети и внуки. Но до конца жизни они помнили тот ад, через который прошли в Освенциме.