Нынешнему поколению аббревиатура БАМ не очень знакома. А ведь когда-то на строительство Байкало-Амурской магистрали съезжались люди со всего Советского Союза. Они пробивали эту дорогу сквозь тайгу, вечную мерзлоту, реки и горы. И среди них был подполковник железнодорожных войск Виктор Соколовский. Накануне профессионального праздника он поделился своими воспоминаниями с корреспондентом «ЖН».
Я бы в летчики пошел
Виктор Соколовский родился 18 апреля 1952 года в деревне Гуличи Брестской области. Семью не обошла Великая Отечественная война: отец и дядя сражались на фронте. Мальчик окончил четыре класса начальной школы. Чтобы продолжить обучение, ходил пешком в соседнюю деревню, которая находилась в пяти километрах от дома.
– После десятого класса, в 1969 году, отец посоветовал мне стать военным, – вспоминает Виктор Алексеевич. – Во время прохождения медкомиссии мне предложили подать документы в авиационное училище в Тамбове, но я хотел летать на истребителе, а там готовили только вертолетчиков.

Случайно Виктор встретил в военкомате своего знакомого, который уезжал в Ленинград. Молодой человек отправился вместе с ним и стал студентом Ленинградского высшего ордена Ленина Краснознаменного командного училища железнодорожных войск и военных сообщений имени М.В. Фрунзе, а спустя три года получил лейтенантские погоны. На службу по распределению поехал в Дальневосточный военный округ, а потом в Монголию.
Из северной столицы – на БАМ
Молодой лейтенант стал командиром взвода, под его началом было 48 человек. Они занимались развитием железнодорожной станции рядом с Улан-Батором. Потом силы военнослужащих сосредоточили на новом участке железной дороги, который составлял 172 километра: Салхит –Эрдэнэт.

Периодически Виктор прилетал в отпуск в Минск. В один из дней он навестил свою сестру в общежитии университета, где и познакомился с будущей женой Яниной. Через пять лет уже старшего лейтенанта Виктора Соколовского перевели из Монголии в Ленинград.
– Служба проходила в учебном подразделении, где готовили машинистов тепловозов, командиров отделений, связистов, – уточняет Виктор Алексеевич. – Но раз в полгода мы обязательно выезжали в длительные командировки, например, в Карелию, Эстонию, Литву и другие страны.
В северной столице задержаться надолго не удалось, ведь начиналась история под названием БАМ. Военную часть отправили «усилить» всесоюзную стройку.
– Эшелон прибыл в Ургал 18 апреля 1980 года, – рассказывает подполковник. – Везли не только личный состав, но и спецтехнику. Кстати, в вагонах были оборудованы баня и полевая кухня. А весь путь от Ленинграда занял девятнадцать дней.
Когда я вышел из поезда, меня поразила невероятная красота местной природы: необъятные леса и величественные горы.

Солдаты и командиры разместились на территории бывшей воинской части. Трудности начались сразу: сильный мороз зимой и испепеляющая жара летом. Жили в вагонах, воду привозили в цистернах, а печь топили дровами. В тайге легко было встретить диких зверей, в том числе и медведей. Но были и приятные моменты, например, в реках водилась крупная рыба, которую можно было ловить чуть ли не руками, а красная икра была обыденным продуктом питания, а не деликатесом.
К тому же одно из самых радостных событий в семье Соколовских тоже произошло в Ургале – в 1981 году на свет появился первенец.
Быть частью эпохи
Работы для военнослужащих всегда было с избытком: Виктор Алексеевич участвовал в строительстве мостов, модернизации крупнейших железнодорожных узлов и обустройстве военного городка. Ему даже посчастливилось увидеть торжественную смычку участков магистрали.
17 апреля 1984 года у разъезда Мирошниченко произошла стыковка команд путеукладчиков двух железнодорожных корпусов, которая открыла сквозное движение поездов по Восточному БАМу.

– Все объединялись, словно одна большая семья, – отмечает мужчина. – Жили дружно, никто не отказывал в помощи. Я до сих пор поддерживаю отношения с друзьями, которых обрел в то время.
Мне, как современному человеку, стало интересно, почему же множество людей отправлялись в тайгу без всяких сомнений, абсолютно не рассчитывая на удобства и комфорт. Виктор Соколовский мне объяснил этот феномен: молодых людей с детства воспитывали в духе патриотизма и активной гражданской позиции, ведь приказ Отечества надо было выполнить. «Кто, если не я?» – и по сей день жизненный девиз Виктора Алексеевича.