Клепать гайки недостаточно
Белорусы привыкли трудиться, поэтому лозунг “Мир! Труд! Май!” не теряет своей актуальности и сейчас. Первого мая говорим о том, что не просто облагораживает, а делает страну независимой. Добросовестный труд – равно сильная экономика. В новом выпуске YouTube-проекта БЕЛТА “По факту: решения Первого” мы расскажем, как в Беларуси появились свободные экономические зоны, что от таких площадок требует Президент и какой вклад они вносят в общую копилку страны.
- Где и когда была создана первая СЭЗ в Беларуси
- Сколько свободных экономических зон действует в Беларуси
- В чем особенность отечественных СЭЗ
- Что требует Лукашенко от свободных экономических зон
- Как на работе свободных экономических зон в Беларуси отразились санкции
- Что интересует зарубежных партнеров Беларуси
Где и когда была создана первая СЭЗ в Беларуси
Идея создания первой свободной экономической зоны в Беларуси появилась еще в 1980-х. Социальная и политическая нестабильность… У советской экономики – проблемы. И их надо решать. Старые методы уже не работают. Нужны инновационные подходы. В 1988 году вышло специальное постановление правительства, которое впервые в истории СССР открывало возможность создания особых экономических территорий.
В качестве экспериментальной площадки рассматривали западную часть страны. Брестская область подходила идеально. Расположение у госграницы, хороший промышленный потенциал и транспортная инфраструктура. Так, с осени 1989 года начали прорабатывать размещение СЭЗ в Брестском регионе. Увы, планы разрушил распад СССР.
К вопросу вернулись уже в независимой Беларуси. 26 февраля 1992 года принято постановление о создании СЭЗ в районе Бреста. Но в сложных 1990-х хватало и других забот, поэтому процесс опять застопорился. Отправной точкой станет указ Президента от 20 марта 1996-го “О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь”. Тогда наконец разработали нормативно-правовую базу, сформировали руководство СЭЗ, утвердили “Положение о свободной экономической зоне “Брест”.
Какие задачи были поставлены перед белорусскими СЭЗ
Позже эти наработки найдут отражение в законе в 1998 году, где четко пропишут, что такое СЭЗ. Это часть территории с точными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. То есть это упрощенный порядок экспортно-импортных операций и таможенных льгот, преференции по налогам, более простая процедура регистрации бизнеса. В общем, дополнительные стимулы для реализации новых инвестпроектов.
19 декабря 1996 года в первой СЭЗ Беларуси был зарегистрирован первый резидент. Годом позже появится и первая компания с иностранным капиталом. С 1996 по 2002 годы в Беларуси было образовано шесть СЭЗ, по одной в каждой области. Перед всеми одинаковые задачи – привлечение отечественных и иностранных инвестиций, создание новых рабочих мест, выпуск высококонкурентной продукции, внедрение новой техники и прогрессивных технологий.
“В свободных экономических зонах предприятия работают не просто в льготных, а в очень льготных условиях. Было обещано, что в течение 3-5 лет чуть ли не миллиарды долларов обрушатся на нашу экономику. Это была одна из основных целей, ради которой мы пошли на создание таких зон. Сколько же белорусов получили прекрасную работу в СЭЗ и великолепную заработную плату?” – поинтересовался глава государства на совещании по вопросам деятельности СЭЗ в мае 2004 года.
“Считаю, что наше государство сделало много для работы СЭЗ. Скажу прямо: меня пока не удовлетворяет их вклад в экономику страны. Нельзя сказать, что от СЭЗ вообще нет никакой пользы, но эта польза пока невелика”, – констатировал тогда белорусский лидер.
Сколько свободных экономических зон действует в Беларуси
В Беларуси по-прежнему действует шесть свободных экономических зон. На начало года в них было зарегистрировано 425 резидентов. В списке – свободная экономическая зона “Минск”, “Гомель-Ратон”, “Гродноинвест”, “Брест”, “Могилев”, “Витебск”. Численность работников всех СЭЗ превышает 136 тыс. человек.
Для примера возьмем одну из привлекательных инвестиционных площадок в Беларуси – СЭЗ “Минск”. В 2023-м она отметила 25-летие. За это время свободная экономическая зона внесла весомый вклад в развитие не только столицы и Минского региона, но и экономики страны в целом.
“СЭЗ “Минск” включает 105 предприятий. Здесь построено 46 заводов, создано 30 тыс. рабочих мест, привлечено $3 млрд. На предприятиях выпускается 46% инновационной продукции. Экспорт составляет $700 млн”, – рассказал глава администрации свободной экономической зоны “Минск” Анатолий Бубен.
В чем особенность отечественных СЭЗ
Создание СЭЗ – это мировая практика. Такие зоны под разными названиями существуют примерно в 120 странах. В каждой – свои льготы и преференции, которые гарантирует государство. Беларусь – экспортно ориентированная страна, поэтому логично, что в наших СЭЗ поддерживают те инициативы, которые направлены на выпуск конкурентоспособной продукции, интересной не только белорусскому покупателю.
“Наша страна ориентирована на экспорт. Мы даем льготы, если продукция экспортная. Кроме того, мы импортозамещаем 75% продукции”, – добавил Анатолий Бубен.
Немного цифр от Минэкономики: на долю СЭЗ приходится 5,3% ВВП, 18% производства промышленной продукции, почти 4% инвестиций в основной капитал, свыше 20% экспорта товаров. В прошлом году объемы уплаченных резидентами налогов, сборов и платежей возросли на 44%.
“Чтобы стать резидентом, нужна идея по выпуску инновационной продукции. Мы, в свою очередь, предоставляем участок. Ничего сложного нет, главное идея”, – подчеркнул Анатолий Бубен.
Что требует Лукашенко от свободных экономических зон
Непрерывное повышение эффективности работы свободных экономических зон – требование Президента. Государство гарантирует немало преференций. Это особый режим налогообложения, предоставление земельных участков, таможенные льготы. А какая отдача? Если не будет укрепления интеллектуального, промышленного и экспортного потенциала, то зачем тогда вообще нужны СЭЗ?
“Что вообще государство получает от функционирования этих свободных экономических зон? Наше, белорусское государство, а не государство, которое находится на стадии развития как “банановая” республика, где занять человека в каком-то деле – это благо”, – такой вопрос Президент поднял на совещании по вопросам функционирования и развития СЭЗ в декабре 2016 года.
“Все области захотели иметь свои свободные экономические зоны, я согласился. Тогда у людей не было работы, и мы хватались за любую соломинку, чтобы не утонуть. Сегодня вопрос о том, чтобы просто занять людей в свободных экономических зонах, предоставив там льготный режим предприятиям, не стоит. Мы справляемся с занятостью людей, нам нужны высокотехнологичные производства. Если там передовое производство, это должно быстро отразиться на работе всей экономики. А просто создать там конторку, и кто-то будет болты и гайки клепать – это хорошо, но уже не соответствует тому уровню развития, на котором мы находимся”, – уверенность в этом Александр Лукашенко выразил на совещании с участием членов правительства и председателей облисполкомов в августе 2018 года.
Как на работе свободных экономических зон в Беларуси отразились санкции
На работе свободных экономических зон не могли не отразиться санкции. Многие предприятия по-прежнему сталкиваются с определенными сложностями. Это касается доставки сырья, комплектующих, оборудования. Продолжается поиск новых поставщиков, рынков сбыта. При этом количество резидентов СЭЗ не сокращается. В прошлом году плюс 30 новых компаний. Инвесторы планируют работу над проектами в логистике, пищевой промышленности, производстве мебели, электрооборудования, металлообработке.
“Инвестиции есть, никто никуда не уходит. А продукция может быть переориентирована. В целом, экспорт растет, инвестиции окупаются, люди получают прибыль. Приходят новые (партнеры. – Прим. БЕЛТА): Индия, Турция, Китай, Россия. Вкладываются и местные бизнесмены”, – рассказал Анатолий Бубен.
Что интересует зарубежных партнеров Беларуси
Свободные экономические зоны, технопарки и индустриальные парки. Это то, что обычно интересует зарубежных партнеров. Недавно Минск принимал бизнес-миссию Ассоциации кластеров, технопарков и особых экономических зон России. Коллеги приехали обменяться опытом. А это дальнейшее развитие инвестиционного сотрудничества и промышленной кооперации двух стран.
Все понимают: мотор развития – технологический суверенитет. Пожалуй, это касается любого предприятия вне зависимости, где оно находится: в свободной экономической зоне или нет. А уж если государство подставило плечо в виде преференций, то и спрос больше.
“Единственное, о чем я всегда прошу наше руководство страны, вертикаль власти, правительство, экономические службы: вы займитесь экономикой. Дайте результат в экономике. Со всеми остальными вопросами, а они не легче, мы справимся”, – заверил белорусский лидер на совещании в Гродненском облисполкоме в августе 2021 года.
БЕЛТА
*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.