Алкоголизм еще не побежден, это только начало. Начало большой работы над собой.
Во власти алкоголя оказываются люди разного возраста, социального статуса и финансовых возможностей. «ЖН» продолжает рассказывать о тех, кто противостоит этой болезни и остается трезвым долгие годы, сумев остаться доброжелательным, веселым, открытым и жить полной жизнью.
Павел, 42 года, не употребляет алкоголь около девяти лет:
– До 10 класса не употреблял алкоголь, занимался спортом и вел трезвый образ жизни. Я не помню своей первой рюмки, но прекрасно помню первую серьезную пьянку. Было это летом после окончания десятого класса. Я и двое моих друзей купили две бутылки водки и немного закуски, пошли в лес, разложили костер. Алкоголь мне сразу понравился. Тогда в лесу мне было по-настоящему хорошо, мы смеялись, дурачились и пили водку. Все было просто класс.
После этого случая я стал употреблять алкоголь. Даже когда не пил, часто думал о выпивке. Появились новые темы для разговоров: где, сколько, с кем, что, когда пили и так далее. Тогда я еще не опохмелялся, но на утро гудела голова, было плохо, падало давление. Отлеживался, некоторое время не пил, потом все опять повторялось по кругу.
Провалы в памяти
Я окончил школу и поступил в институт. Был прилежным студентом, занятия не пропускал, учился хорошо, но алкоголь постоянно присутствовал в моей жизни: все праздники, новые знакомства. И по-прежнему периодически сильно напивался.
После 3-го курса (1997 г.) у меня была практика в колхозе. На фоне местных жителей я был почти трезвенником (на тракторе ездил трезвый и пил только на дискотеке в выходные), ну, иногда после работы. К ранее известным спиртным напиткам добавился новый – самогон. Алкоголь затягивал меня все сильнее и сильнее. Без него я уже не мог ни веселиться, ни грустить. Выпивая, становился другим: щедрым, веселым, смелым, разговорчивым. Все это мне нравилось, огорчало лишь одно – я часто напивался и не помнил, что со мной происходило. Это стало меня пугать.
После окончания института меня распределили на работу в колхоз в Крупском районе. Там появилась привычка опохмеляться. Мне даже нравилось, отмучившись день (на работе не выпьешь), вечером пропустить чего-нибудь. Запоев еще не было, но меня по-прежнему волновали провалы в памяти.
Затем я устроился механиком на автобазу в Молодечненском районе. Некоторое время на новом месте я не пил, пока не нашел «друзей по стакану», и прежняя жизнь вернулась.
После новогодней ночи 2002-го утром проснулся от жуткой головной боли, из рук все валилось. Послонявшись некоторое время по комнате общежития, вышел на кухню, где мои знакомые уже пили водку. До этого по утрам я еще не выпивал. Собравшись с силами, влил в себя рюмку водки. Хуже не стало, наоборот, к моему удивлению стало значительно лучше: через некоторое время головная боль прошла, мысли прояснились, появилась улыбка на лице. В тот день я пил еще и даже, как мне помнится, не напился. Так я пришел к мысли: если после вчерашнего болит голова и тебе очень плохо, не стоит мучиться и ждать вечера, состояние можно улучшить уже с утра – немного выпить. После этого «открытия» мой алкоголизм перешел на новый уровень. Я уже начал выпивать с утра. Мне все тяжелее становилось приходить на работу. Запои выходного дня становились все продолжительнее, а количество потребляемого алкоголя – все больше. «Автопилот» уже не срабатывал: просыпался в сугробе, на скамейке, лестничной площадке.
Первая попытка
Я начал понимать, что алкоголь становится для меня большой проблемой и дальше так продолжаться не может. В 2003 году впервые за все время самостоятельно пытался бросить пить. Решил банально не употреблять. Хватало на две-три недели. Давал себе слово не пить с Нового года, потом с 23 февраля… Кодироваться не хотел: считал, что кодируются алкоголики, а я себя к ним не относил.
Через некоторое время женился и уволился с работы (из-за алкоголя). Жену выбрал себе соответствующую (любительницу много выпить, а точнее, «наследственную» алкоголичку). Мыслил примерно так: придут ко мне друзья, принесут выпить, все сядем, выпьем, и всем хорошо, и жена пилить меня не будет, а только рада будет гостям. Вот так мы создали еще одну ячейку общества, нашу алкогольную семью.
В 2004 году с женой мы переехали в Жодино к моим родителям. Пить с размахом, как в общежитии, уже не могли. Потом моя жена забеременела. Во время беременности ни жена, ни я практически не употребляли алкоголь. У нас родился сын Владик, и все внимание было ему. Первый год после рождения сына выпивал редко. По мере взросления сына пьянки повторялись все чаще.
Потом я устроился на стройку. Выпив с бригадой, некоторые шли домой, я же и еще несколько человек – за добавкой. Моих родителей и жену это очень злило. Я же говорил, что пью не один, что все так пьют (хотя это было неправдой, и я это видел и понимал). Пробовал сам бросать, но ничего не получалось. После двух-трех недель трезвости становилось скучно, и я снова начинал пить. За это время подрос мой сын, мы получили блок в общежитии и переехали жить туда. Это был 2008 год.
Вторая попытка
Я снова похмеляюсь с самого утра. Напившись в субботу, в воскресенье с утра я уже не иду в магазин, я туда бегу, и, купив 1,5л пива, я не несу его домой, а на крыльце магазина выпиваю залпом. Только после этой процедуры я могу что-то соображать, планировать, как-то мыслить. После пива я не знал, что придумает мой мозг: то ли взять еще полтора литра, то ли купить водки, то ли сходить к соседям в надежде продолжить праздник. Я реально видел, что алкоголь мешает мне жить, но делал вид, что все нормально.
Я принял решение закодироваться, так как понял, что мне нужна помощь, а сам я не справлюсь. В газете нашел объявление. Позвонил, расспросил о методе, цене и сказал, что подумаю, но так и не перезвонил. Решил попробовать сам. И вот я в очередной раз бросаю пить. Но в отличие от предыдущих попыток начинаю читать соответствующую литературу. Это были книги Диля Еникеева «Доктор, научите меня пить умеренно», Аллена Карра «Легкий способ бросить пить» и другие. Надо сказать, что они мне помогли: нашел в них много интересного и полезного для себя. Читал, размышлял и продолжал оставаться трезвым. Благодаря книгам понял, что у меня серьезная проблема. По всем параметрам выходило, что у меня алкоголизм, но признавать это не хотелось. Тогда я считал, что алкоголик – это человек, который ищет что-то в мусорном баке, а в руках у него авоська с пустыми бутылками. У меня же есть работа, жилье, здоровье. На тот момент я считал, что просто много пью (окружающие мне так и говорили).
Запой рождается в голове
В книгах, которые я читал, встречались положительные отзывы об обществах анонимных алкоголиков, но я их абсолютно не брал в расчет. Тем не менее литература помогла мне оставаться трезвым месяцев семь. Это был 2011 год. За это время я разошелся с женой и переехал жить с ребенком к родителям. И все было в принципе хорошо, пить мне не хотелось. Но все чаще и чаще стал возвращаться в прошлое и жалеть себя: было жалко, что я столько лет из-за алкоголя потратил впустую. Потом мне стало казаться, что я что-то делаю неправильно: я не пью, а жизнь все не налаживается, становится только хуже.
Думалось, что я один такой трезвенник, что кругом все пьют и живут лучше меня. Через некоторое время я пришел к выводу, что алкоголь здесь ни при чем, а раз так, то оставаться трезвым мне ни к чему.
В первый же вечер я сильно напился. Через неделю снова. Пришел домой без мобильника, денег, часа в три ночи. Где ходил, что пил, с кем, почти ничего не помню. И так продолжалось почти каждые выходные. Тогда я очень сильно пожалел, что снова начал пить. Я увидел, что в трезвой жизни все было не так уж и плохо.
Работал я инженером-конструктором на одном из заводов Жодино. Мое пьянство стало угрожать работе. Жизнь начала терять всякий смысл. В будние дни, когда был трезвым, я продолжал читать. Не знаю, до чего бы я допился, если бы однажды после очередного запоя, полностью разбитый, с ужасной головной болью, я не набрал в поисковике: «Анонимные алкоголики» (далее – АА).
Видимо, в тот момент я был уже настолько сломлен и раздавлен алкоголем, что готов был принять любую помощь. Там я нашел истории людей, которые рассказывали о себе, о том, как они пили и как благодаря АА перестали употреблять. Я увидел, что их истории очень похожи на мою. Я вдруг отчетливо понял, что алкоголик – это не обязательно человек с авоськой пустых бутылок, как я раньше думал. Он может быть вполне успешным, на первый взгляд, человеком.
Я стал ходить на собрания АА, слушать людей, читать литературу, размышлять о написанном, услышанном. Что мне сразу понравилось – там мне никто не говорил, что делать, как жить, пить или не пить. Я слушал людей и сам решал, как мне поступать. А решения, принятые самостоятельно, имеют больший вес. В этом, считаю, и есть главная ценность сообщества. Так прошел месяц, другой. Я стал замечать, что мне абсолютно не хочется пить.
Алкоголизм еще не побежден, это только начало. Начало большой работы над собой. Каким будет финал, покажет время. Надеюсь, все будет хорошо.
Подготовила Светлана ГЕРМАН
P.S. Тех, кто понял, что в одиночку с проблемой справиться не может, всегда ждут в сообществе АА: по средам в 18.30 и воскресеньям в 16.00 (в костеле).