Приближается 80-летний юбилей освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Наша страна готовится к этой знаменательной дате: приводятся в порядок памятники и братские могилы защитников Отечества, исследуются малоизученные страницы военной истории. Благодарные потомки стремятся сохранить память о каждом, кто, проливая кровь, приближал долгожданную Победу.
Не остаются в стороне и ученицы Жодинской женской гимназии из поисково-исследовательского отряда «Катюша». За десять лет его работы установлена судьба и места захоронения более 230 бойцов и командиров Красной Армии, обрели имена пять братских могил, включая братскую могилу в жодинском Заречье.
Забытая могила
Однако не все тайны Великой Отечественной войны еще раскрыты. И одна из них связана с Жодино. В своих воспоминаниях о войне жительница нашего города Альвира Петровна Лученок часто рассказывала историю, которая всю жизнь не давала ей покоя, – о неизвестном красном командире, который умер в их доме в первые дни войны.
«В Жодино немцев еще не было, – рассказывала она. – И вот едет машина по каменке, черная «эмка». Остановилась напротив нашего дома. Папа вышел, а потом вернулся и говорит: «Принеси мне одеяло и фуфайку». И они поехали. Я не знаю, куда. Вернулся папа через час-два. К нам принесли раненого красного командира. Положили его под фикусом в столовой, замаскировали на случай появления немцев, которые уже приближались к Жодино. Хотели перевезти его в деревню Остров. Раненый еще разговаривал. Дал папе какую-то книжечку и сказал, что это надо передать в Москву. А когда утром папа подошел к командиру, тот был уже мертв. Укутали его в наше одеяло и похоронили на том месте, где были качели, напротив (железнодорожной) станции. Папа говорил, что могилу мелкую выкопали, но замаскировали хорошо: заложили дерном. И документы папа где-то закопал, а где – не сказал».
В 1943 году фашисты арестовали отца Альвиры Петровны за связь с партизанами и расстреляли в Борисовской тюрьме. Тайна красного командира так и осталась нераскрытой. На том месте, где когда-то были качели, теперь находится транспортный цех Белорусского автомобильного завода. И вряд ли удастся отыскать ту забытую могилу. Но мы попробовали установить имя неизвестного бойца.
Документально подтверждено
На эту историю со многими неизвестными пролил свет один документ, который однажды попался нам в интернете: «Кислян Афанасий Никитович 1902 г.р. Майор, артиллерист. За неделю до войны получил звание подполковника (документы не сохранились) и поселился в Минске в новой квартире с женой и детьми. Пропал без вести в 1941 году под Борисовом. Жена с тремя сыновьями успела эвакуироваться. Информацию прислали родные Афанасия Никитовича».
С помощью объединенной базы данных «Мемориал» не составило труда установить, что майор (подполковник) Кислян Афанасий Никитович служил начальником артиллерийского снабжения в 100-й стрелковой дивизии, которая дислоцировалась в Уручье под Минском. Числится пропавшим без вести в 1941 году. И мы предположили, что неизвестный командир – это он и есть.
Прежде чем сделать такой вывод, рассмотрели множество других версий. Выяснили, какие воинские части вели бои или отступали через Жодино 28-29 июня 1941 года. Установили, что 27 июня на станции Красное Знамя вели бой с немецкими танками воины зенитного подразделения ПВО Красной Армии под командованием лейтенанта Коптева.
Известно, что в середине июня 1941 года 4-е отделение бригады ПВО, в котором служил лейтенант С.П. Коптев, выехало на учебно-тренировочные стрельбы в Крупки, где его застала война. Подразделение в спешном порядке погрузилось на железнодорожные платформы, и эшелон направился в сторону Минска на соединение с полком. На станции Красное Знамя он был остановлен. Вечером 26 июня станцию, на которой собралось несколько воинских эшелонов, бомбили вражеские самолеты. Затем показались танки, которые с ходу начали обстреливать станцию.
Три часа длился бой. Из 4-го отделения бригады ПВО в живых остались только трое: Коптев, Дарджиев и Сапрыкин. Коптев был ранен в ногу, и когда он потерял сознание, товарищи вынесли его с места боя в больницу поселка Черницкого. Потерявший много крови лейтенант Коптев в больнице умер. А его боевые товарищи примкнули к отступающим частям Красной Армии. Таким образом, можно сделать вывод, что вряд ли в Жодино оказался кто-то из бригады ПВО. Да и машины у них не было.
Примерно в это же время на станции Красное Знамя и в окрестностях вели бои с фашистами подразделения 9-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений, о чем свидетельствует докладная записка командира дивизии В.Н. Истомина от 2 июля 1941 года: «…не имея в то время точных данных о местонахождении 84-го полка, я приказал подполковнику т. Гладченко совместно с моим заместителем по политической части полковым комиссаром т. Ефимовым и оперативной группой в составе 20 чел. на пяти грузовых автомашинах с бензином, боеприпасами и продовольствием прорваться в район расположения полка и установить с последним связь. Эта группа с 27 по 29 июня предприняла две попытки пробиться в сторону Минска, но в первом случае, достигнув станции Смолевичи в 40 км западнее Борисова, была встречена мотомеханизированным разъездом и вернулась. Вторая попытка, организованная при поддержке шести бронеавтомобилей и двух взводов пехоты, также закончилась неудачей. Группа достигла района Торфоразработки имени т. Сталина и ст. Жодино (скорее всего, речь идет о ст. Красное Знамя, так как в Жодино немецких войск в то время еще не было. – Прим. авт.), где наткнулась на крепкую пулеметную оборону противника. Один бронеавтомобиль ДА и две грузовые машины были подбиты и сгорели, 25 бойцов Красной Армии были потеряны ранеными и убитыми. Командир 9-й дивизии полковник Истомин».
Как видно из документа, «эмок» у группы Гладченко не было, были бронеавтомобили. К тому же и подполковник Павел Алексеевич Гладченко, и полковой комиссар Павел Михайлович Ефимов благополучно вернулись из этого рейда.
Неизвестный защитник
И мы снова возвращаемся к майору Кисляну. Будучи начальником артснабжения дивизии, он много разъезжал по службе и, очевидно, имел в своем распоряжении автомобиль с личным водителем. В армии с конца 1930-х годов активно использовались легковые автомобили «ГАЗ М-1», прозванные в народе «эмками». Когда стало понятно, что Минск удержать не удастся, а движение по железной дороге прервано, он посадил свою семью в машину и отвез до ближайшей станции, где еще ходили поезда – до Борисова. И именно Борисов называют родственники майора в своих воспоминаниях. Возвращаясь в часть 29 июня, майор столкнулся в окрестностях Смолевичей или с немецким десантом, или с танками 7-й танковой дивизии вермахта, прорвавшейся еще 26 июня, и в перестрелке был ранен. А что было дальше, рассказала Альвира Лученок.
Афанасий Никитович Кислян – уроженец Украины. Мы попытались связаться с его родственниками, но пока безрезультатно. Однако есть надежда, что рано или поздно кто-то отзовется и мы сможем узнать больше об этом человеке и понять, почему 29 июня, в то время как 100-я стрелковая дивизия вела оборонительные бои на реке Волме, он оказался в районе Борисова. Хочется верить, что разгадка близка. Возможно, именно майор Кислян и является тем последним неизвестным защитником Отечества из захороненных в братской могиле в Заречье.
Галина АНИСКЕВИЧ, руководитель ПИО «Катюша» женской гимназии