Тридцатые годы прошлого столетия были временем, когда многие мальчишки нашей общей страны под названием Советский Союз мечтали стать летчиками. Конечно! Ведь они были элитой Красной Армии, о них много писали, показывали фильмы в кинотеатрах. И загорались глаза мальчишек, а в душах рождалось стремление стать такими же отважными пилотами и парить в небе, подобно птицам. Мечтал о самолетах и Леша Кулинчик, но его путь в авиацию был долгим и тернистым. А впереди – война…
Алексей Павлович Кулинчик родился в 1914 году в селе Жодино в семье железнодорожника. Окончил жодинскую начальную школу, затем школу-семилетку в Смолевичах. В 1937 году был призван Смолевичским РВК на службу в Красную Армию. А отслужив срочную, поступил в Омскую школу пилотов, которая была сформирована в мае 1940 года на базе 52-й штурмовой авиационной бригады, дислоцируемой в Омске.
Возраст поступающих варьировался от 16 до 25 лет. Алексею как раз исполнилось 25. Обучение в школе изначально было рассчитано на 11 месяцев. Курсанты изучали конструкцию самолета, мотор, теорию полетов, осваивали штурманскую подготовку и другие учебные дисциплины, предусмотренные планом подготовки.
Учебный курс школы состоял из двух эскадрилий летчиков, одной запасной роты и группы стрелков-радистов. Каждая эскадрилья включала по два отряда: первый обучался летать на бомбардировщиках СБ, второй – на разведчиках Р-5. Курсанты, успешно сдавшие зачеты по теоретическому курсу, приступали к учебным полетам на самолете У-2. Освоив пилотирование простой авиационной техники, переходили к более сложной – скоростного бомбардировщика СБ. Запасная рота обеспечивала эскадрильи пополнением, прошедшим общевойсковую подготовку.
17 мая 1940 года авиашколе было присвоено наименование «Омская военная авиационная школа пилотов». 28 февраля 1941 года состоялся ее первый выпуск.
В числе выпускников был и наш земляк Алексей Кулинчик.
Начинал свою военную службу старший лейтенант Кулинчик в звании сержанта в 676-м ночном легкобомбардировочном авиационном полку, сформированном осенью 1941 года в Сибирском военном округе, на самолетах У-2 в составе 57-й смешанной авиационной дивизии Северо-Западного фронта. С первых дней на фронте проявил себя храбрым, способным и вскоре был направлен для продолжения учебы в 30-ю Высшую авиационную школу летчиков. В период с 1940 по 1944 год летные кадры готовились по ускоренной программе: курсанты обучались шесть месяцев на истребителях ЛаГГ-3.
2024 год проходит под знаком 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. К юбилейной дате приурочено много мероприятий, направленных на формирование уважения к прошлому и настоящему белорусского народа, сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне.
Однако в 1942 году авиадивизии начали массово пополняться истребителями Ил-2. Это был самый мощный и скоростной штурмовик Красной Армии, получивший у фашистов названия «Летающий танк» и «Черная смерть». Немало таких грозных машин поступило и на Северо-Западный фронт. Поэтому сразу же по окончании Высшей авиашколы лейтенант Кулинчик получил направление в 8-й отдельный учебно-тренировочный авиационный полк 6-й Воздушной армии Северо-Западного фронта, где переучивался с истребителя ЛаГГ-3 на грозный штурмовик Ил-2.
И вот – он уже пилот «Летающего танка», ласково прозванного авиаторами «Илюша». С осени 1942 года Алексей Кулинчик в звании старшего лейтенанта воюет с врагом в составе 288-го штурмового авиационного полка (22 ноября 1942-го преобразован в 33 гв. шап) 243-й штурмовой авиадивизии 6-й воздушной армии.
В августе 1942 года войска Северо-Западного фронта развернули бои по ликвидации «Рамушевского коридора» под Демянском, вели кровопролитную наступательную операцию в районе Старой Руссы. Огромную помощь сухопутным войскам в ликвидации «Рамушевского коридора» оказала 243-я штурмовая авиадивизия подполковника И.В. Дельнова. Особо отличился в дивизии 288-й авиаполк майора
С.М. Васильева. Авиация с воздуха прикрывали наземные части. Здесь Алексей Кулинчик совершил свой последний боевой вылет.
«3 ноября 1942 года старший лейтенант Кулинчик А. не вернулся с боевого задания на самолете Ил-2 из района Глебовщина», – говорится в «Именном списке безвозвратных потерь начальствующего состава частей 243-й штурмовой авиадивизии».
Дальнейшая его судьба не установлена. Алексей Кулинчик не вернулся с войны. Он пропал без вести, как и тысячи других авиаторов Великой Отечественной. Не осталось ни свидетелей его гибели, ни могилы. Но внуки и правнуки нашего земляка помнят о своем герое. Не забывают его и на родине. И есть надежда, что когда-нибудь поисковики найдут его изувеченный самолет и будет поставлена последняя точка в судьбе нашего отважного земляка-летчика.
Галина АНИСКЕВИЧ