На рынке «домофонных услуг» Жодино замечены новые игроки: представители фирм, в основном не местных, предлагают горожанам раз и навсегда решить проблемы с домофоном. Почему же они возникли и что не так со столь заманчивым предложением – выясняла корреспондент «ЖН».
Не секрет, что нередко жодинцы сталкиваются с вынужденными днями открытых дверей в подъездах своих многоэтажек – не работают домофоны. Как пояснил директор ЖКХ Юрий Рабецкий, причин молчания домофонных трубок несколько: оборудование выходит из строя в связи с окончанием срока эксплуатации – устанавливать эти устройства в городе стали давно, и свой нормативный срок они уже отработали. Для некоторых систем заводы-изготовители уже даже не выпускают запчасти. Поэтому провести ремонт не всегда возможно.
Но больше всего повлияла на ситуацию волна «домофонного вандализма», прокатившаяся по городу за последние пару лет, – неизвестные массово повреждали кабели оборудования. Ремонт системы домофонной связи в одной многоэтажке может занять до двух недель, все зависит от характера повреждений. Поэтому количество заявок стремительно росло, и один монтер-домофонщик, который работает в ЖКХ, одновременно все их закрыть не может. Очередь движется, но не так быстро, как этого хотелось бы горожанам.
В Жодино порядка 800 подъездов. Домофоны в более 200 из них обслуживает ЖКХ.
Надо понимать, что это дополнительная услуга, и жильцы вправе получать ее не только от ЖКХ, но и от любой специализированной организации. Однако выбирать подрядчика необходимо на конкурсной основе и через Службу заказчика жилищно-коммунальных услуг.
Есть и случаи «бесхозных» подъездов: при установке жильцы заключали договор на обслуживание с индивидуальными предпринимателями, которые позже прекратили свою деятельность. В обеих ситуациях горожанам необходимо самим решать: сотрудничать с ЖКХ или частной фирмой.
(Не)навязчивый сервис
Отчасти свободная домофонная ниша привлекла внимание иногородних фирм и предпринимателей, специализирующихся на установке и обслуживании запирающих устройств. Они предлагают жодинцам заключить договоры и перейти под их «опеку».
Но и здесь есть свои нюансы: новый подрядчик будет обслуживать только новые домофоны, которые сам же и установит вместо старых: неважно, работают они или нет. И главное – замену произведут за счет жильцов. Так, новое запирающее устройство «потянет» на 60 рублей с каждой квартиры в девятиэтажке, для сравнения: ЖКХ подобную услугу оценивает примерно в 40 рублей. А жильцам пятиэтажки придется раскошелиться на 80 рублей. Сумму позволят выплачивать в рассрочку до полугода, но ежемесячно к ней будет добавляться и плата за обслуживание домофонной системы в размере 1,36 рубля.
ВАЖНО! Техническое обслуживание запорно-переговорных устройств (ЗПУ) является дополнительной услугой, стоимость которой вносится в жировку ЖКУ, вне зависимости от того, выполняют ее специалисты ЖКХ или частная фирма.
Как уже говорилось выше, у горожан есть выбор: оставаться на обслуживании ЖКХ или выбирать новую фирму-подрядчика. Но жодинцам стоит знать, что такие решения принимаются коллективно на общем собрании жильцов подъезда – за определенную организацию должна проголосовать большая часть проживающих. Поэтому люди, обходящие квартиры в частном порядке и заключающие договоры индивидуально, должны как минимум насторожить.
Не менее важно и внимательно ознакомиться с соглашением, которое жильцы намереваются подписать: четко ли прописаны обязательства сторон, сумма за обслуживание и порядок оплаты услуг, сроки исполнения работ и другие моменты. И, пожалуй, все важные нюансы, например, алгоритм действий жильцов при поломке домофона, перечень обязательных работ, предусмотренных договором, лучше оговаривать «на берегу».
Внимательно читайте договор!
Чтобы в дальнейшем избежать ситуаций, когда договоры заключены, плату за услуги люди уже отчисляют, но предоставляются они не в том виде или объеме, как рассчитывали жильцы, городские власти считают своей задачей проинформировать население о возможных рисках, связанных с выбором нового подрядчика.
Поэтому на собраниях с жильцами, которые активно проводит одна из фирм, специализирующаяся на обслуживании домофонных систем, присутствуют также представители Жодинского ОЖКХ и Службы заказчика. Их позиция такова: если и передавать эту услугу в руки частников, то только при условии, что оказываться она будет качественно и в полном объеме. То есть обслуживание должно начинаться от входной двери в подъезд и заканчиваться домофонной трубкой в каждой квартире.
Конечно, окончательный выбор только за жильцами. Но прежде, чем его сделать, необходимо взвесить все «за» и «против» и внимательно изучить документы, которые вы подписываете. А информация о том, что входит (и главное – не входит!) в обслуживание, должна быть озвучена еще на стадии заключения договора, чтобы потом не пришлось искать виноватых, оплачивая дополнительно какие-то ремонтные работы.
Дарья ДАНИЛОВА