Укротить огонь, эвакуировать пострадавших, оказать первую помощь – все это под силу смелым, отважным, выносливым, физически и морально подготовленным профессионалам своего дела. Пожарные-спасатели всегда на страже. Как только звучит сигнал тревоги, у них есть несколько секунд: одеть боёвки и запрыгнуть в автомобиль, чтобы успеть прийти на помощь. Действия в такой момент доведены до автоматизма: решительные, слаженные, четкие.

Официальным днем рождения пожарной службы Беларуси считается 25 июля 1853 года, когда в Минске утвердили смету расходов на содержание пожарной части в составе 51 человека.
Виртуоз руля
Вот уже почти 25 лет Анатолий Гапанович за рулем пожарного автомобиля: семь лет отработал в ПАСП-12 БЕЛАЗа, а все остальное время – в пожарной аварийно-спасательной части №1.

Анатолий родом из Борисовского района. Окончил Смолевичский колледж, где получил рабочую специальность. После армии некоторое время работал слесарем в Борисове, а потом устроился на БЕЛАЗ водителем пожарного автомобиля. Когда городская пожарная часть в Жодино стала расширяться и появились новые машины, Анатолий перевелся туда водителем автоцистерны. Там он освоил и другие виды спецтехники.
– Говорят, первые десять лет тяжело, а потом – как по накатанной, – улыбается Анатолий. – Благодаря накопленному опыту я спокойно могу подменить товарищей на посту.
Чтобы на огромной автоцистерне проехать к месту ЧП и не зацепить чье-то авто, нужно быть виртуозом. Иногда во дворах машины жильцов мешают подъехать к месту пожара.
– При проезде на красный свет всегда нужно притормозить и убедиться в безопасности дорожного движения, – рассказывает водитель. – Важно понять: заметили ли другие автомобилисты спецмашину и пропускают ли ее.

На пожар выезжают как минимум четыре машины: автолестница и три цистерны с водой и личным составом.
За годы службы происходило немало и курьезных случаев, когда приходилось оказывать помощь на дороге, чтобы освободить себе путь.
– Как-то ехали на пожар в многоэтажке, а девушка-водитель, когда увидела машину с мигалками и сиреной, растерялась и не могла сдвинуться с места. Пришлось помочь ей отогнать авто, чтобы проехать, – вспоминает Анатолий.
Первоочередная задача водителя пожарного автомобиля – максимально быстро доставить личный состав к месту пожара и обеспечить бесперебойную подачу огнетушащих веществ. Кроме того, водитель отвечает за боевую готовность, техобслуживание и мелкий ремонт спецтранспорта.

Интересуюсь у спасателя, бывает ли страшно за свою жизнь, ведь никогда не знаешь, что тебя ждет на вызове.
– Поначалу было тревожно, но со временем страх прошел – сейчас чувствую большую ответственность, особенно за молодых товарищей, – делится Анатолий. – От того, как быстро и как близко подъедем к месту пожара и подадим воду, зависит и жизнь людей, и сохранность имущества.
У Анатолия Гапановича двое сыновей – 22 и 15 лет. Когда мальчики были помладше, он приводил их на работу, знакомил с техникой. И, кто знает, может, они по примеру папы станут пожарными.
Каждый случай – индивидуален
Говорят, снаряд в одну воронку не падает. Так и в МЧС не бывает одинаковых вызовов. Это знает молодой старший инструктор-спасатель Вадим Хацкевич. Окончив девять классов СШ № 6 Жодино, Вадим перевелся в среднюю школу №22 Борисова, в класс с уклоном МЧС. Там у ребят помимо общеобразовательных были дополнительные занятия в Борисовской пожарной части №3. Они сдавали нормативы по физической подготовке, учились выполнять боевое развертывание, знакомились с аварийно-спасательным оборудованием, которое используют спасатели.
– Самое интересное было, когда мы «тушили» огонь из пожарного рукава. В этот момент чувствовали себя настоящими спасателями, – вспоминает Вадим.

После окончания школы будущий пожарный получал специальность автослесаря в Смолевичском колледже, а затем устроился в ПАСЧ-1 Жодино. Более опытные товарищи многому обучили, а за семь лет работы приходилось помогать людям в разных обстоятельствах.
Спасатель называет вызовы, которые связаны с ДТП, самыми сложными. Каждая ситуация нестандартная, а чтобы спасти людей, часто приходится импровизировать.
За время службы у Вадима было много разных вызовов на ДТП, но один запомнился надолго. У поворота на Плису произошла авария: погрузчик «Амкодор» выехал на трассу Р53 и в него врезался легковой автомобиль. Его подмяло под спецтехнику.
– В машине находились двое братьев, тот, что помладше, был в сознании. Счет шел на секунды, – вспоминает Вадим Хацкевич. – С помощью инструментов деблокировали крышу, достали людей и передали их медикам. К счастью, в такой тяжелой аварии парни выжили.

Вадим как старший инструктор-спасатель всегда идет первым в составе подразделения, прибывающего на пожар. Спрашиваю у молодого спасателя, что он чувствует, когда звучит сирена.
У нас выработалась такая «фишка»: если случается что-то серьезное, то диспетчер подает протяжный сигнал тревоги. В этот момент адреналин подскакивает, и ты морально готовишься к чему-то серьезному.
– Чтобы не было никаких просчетов, пока едем, обсуждаем информацию о происшествии, которая поступила. По прибытии к месту вызова оцениваем обстановку, проводим разведку. И затем я даю указания своему отделению, как действовать, – говорит спасатель.
В прошлом году Вадим женился, и молодая супруга, конечно, волнуется за мужа. Ведь ему постоянно приходится подвергать свою жизнь опасности. Но в то же время она очень гордится его работой, поддерживает и всегда ждет домой.

Сегодня спасатель-пожарный – профессия универсальная. Такие люди без страха придут на помощь другим. На вооружении – целый арсенал спецсредств, современная техника, а их самих оберегает надежная защитная экипировка. Мы знаем: набрав 101 или 112, можем рассчитывать на помощь в трудную минуту.