И вновь о дисциплине и личной ответственности каждого за результат. Президент Александр Лукашенко на минувшей неделе подписал Директиву № 11 «О совершенствовании функционирования системы органов власти и управления, усилении исполнительской дисциплины». Документ принят в развитие указов «О пятилетке качества», «Об усилении роли председателей исполнительных комитетов базового уровня в развитии регионов» и направлен на кардинальное повышение эффективности функционирования системы органов государственной власти, управленческой деятельности, усиление исполнительской дисциплины, социально ответственного отношения каждого к труду. Разбираем вместе с экспертами, что означает для страны данная директива и почему она настолько актуальна.





Последовательные решения Главы государства
Итак, об этой директиве говорят как о логичном и последовательном продолжении той политики, которую Александр Лукашенко ведет на протяжении трех десятков лет своего президентства. Акцент на дисциплину и самодисциплину, исполнительность, повышение эффективности, достижение результата Глава государства делал всегда.

— Это не тенденция последнего времени, — обращает внимание депутат Палаты представителей Национального собрания, генеральный директор Национальной библиотеки Вадим Гигин. — Это, собственно, то, с чем Президент приходил к власти в 1994 году. Когда мы с вами голосуем за нашего Главу государства, мы голосуем именно за этот стиль — требовательный, нацеленный на результат и повышенную дисциплину. И требователен Александр Лукашенко как к своей команде, так и прежде всего к самому себе. Назначая новое поколение руководителей, он транслирует этот посыл и им. Но речь в данном случае не только о руководителях (хотя о них в первую очередь), а о каждом специалисте. В директиве все расписано очень четко. Если же вчитаться между строк, то основная мысль следующая: если что-то делаешь — смотри на результат, залог успеха — твоя дисциплина, планируя — выполняй. За годы
президентства Александра Лукашенко у нашей страны сложился имидж.
У нас есть порядок, дисциплина, эффективность. Кроме того, когда руководитель прячется за спиной Президента, когда уклоняется от принятия решений, когда перекладывает ответственность «наверх», а перед подчиненными оправдывается: мол, я же хочу, но меня держат за пиджак — такая тенденция приводила порой к не очень хорошим результатам во многих регионах. Поэтому теперь ключевое напутствие — «принимай решение». Посоветуйся, согласуй, но принимай. А перекладывать ответственность не нужно.
Планы на ближайшую пятилетку
От общего — к частному. Вот лишь несколько акцентов директивы, которые прописала в своем сообщении пресс-служба Главы государства. В соответствии с директивой недопустимо вмешательство государственных органов, должностных лиц в компетенцию друг друга. Исключаются формирование и функционирование советов, комиссий, групп, других экспертных и консультативно-совещательных структур, подменяющих государственные органы, кроме непосредственно предусмотренных законодательными актами. Запрещается необоснованное проведение совещаний, в том числе в дистанционном формате. Документом предусматривается внедрение в практическую деятельность современных цифровых технологий в государственном управлении, повышение эффективности служебных командировок, проведение обязательной оценки состояния исполнительской дисциплины в государственном органе, учет ее при продлении либо заключении с руководителем этого органа контракта на новый срок, принятии решений по результатам аттестации данного руководителя, повышении его в должности, представлении к государственным наградам. Директива содержит нормы о необходимости упорядочить процесс сбора информации и сократить избыточные запросы в адрес юридических лиц, а также обеспечить информационную безопасность.
— Дисциплину не стоит путать с организацией бесконечных проверок, совещаний, разного рода контрольных мероприятий со стороны вышестоящих инстанций либо перекрестного контроля. Наоборот, когда происходит чрезмерное нагнетание алармистских настроений бесконечными совещаниями, рабочими группами, летучками и так далее, это вносит в работу органов государственной власти ненужный сумбур и хаос.

Директивой № 11 Глава государства стремится добиться повышения качества эффективности государственного управления, что, в свою очередь, будет способствовать реализации тех амбициозных задач, которые определены на ближайшую пятилетку. Необходимо понимать, что такого рода нормативные документы рождаются не на пустом месте, а на основе ранее полученной и тщательно проанализированной информации. Видимо, в определенных ведомствах, организациях, в том числе на местах, несколько перебарщивают с бюрократией. Я напомню, что есть еще одна директива Президента — о дебюрократизации государственного аппарата, которая не всегда выполняется в полной мере. В этой связи, конечно, необходимо наведение порядка: упорядочить систему принятия решений, избавить госслужащих от несвойственных им функций и перевести все эти процедуры вроде межведомственных рабочих групп и собраний в более оперативный режим, — говорит депутат Палаты представителей Национального собрания Александр Шпаковский.
Фактор успешного развития страны
Директиву о совершенствовании работы органов власти и усилении технологической дисциплины эксперты обсуждают и в контексте повышения качества жизни (в пятилетку качества — оно и понятно), в том числе в общественно-политическом пространстве. Одна из важнейших задач — спрогнозировать политические последствия любого решения. Достичь поставленных целей, подчеркивает аналитик Белорусского института стратегических исследований Сергей Жук, можно только совместными усилиями государственной власти, общества и каждого гражданина:

— С момента проведения президентских выборов мы видим, что взят высокий темп выполнения предвыборных обещаний. Развитие и процветание страны во многом определяется эффективным взаимодействием органов власти и гражданского общества. Важный этап для выполнения поставленных целей — совершенствование нормативно-правовой инфраструктуры. И в этом ключе имеет огромное значение Директива № 11, основным посылом которой выступает новое качество государственного управления. Эффективно функционирующая и адаптивная система органов власти должна сформировать условия для развития как реального сектора экономики, так и сферы услуг, общественных и гражданских инициатив. Конечная цель — нулевой уровень бюрократии. Скажем, что касается вопроса ускорения цифровизации государственного сектора, в том числе органов государственной власти, — это предполагает и минимизацию бумажного документооборота, и цифровизацию с упрощением административных процедур, и оптимизацию межотраслевого документооборота. А в конечном счете важно выйти на «бесшовное» взаимодействие между государством, населением и субъектами хозяйствования.
Директива, кроме того, является логическим продолжением принятого в феврале Указа «Об усилении роли председателей исполнительных комитетов базового уровня».
В свою очередь, это позволит снизить нагрузку на центральные органы власти, которые больше внимания смогут уделять вопросам стратегического планирования и управления. В целом благодаря этой директиве должна полноценно заработать формула «больше возможностей — выше ответственность».
— Если мы хотим иметь эффективное государство, то начинать надо с оптимизации управленческих процессов, тотальной дебюрократизации и железной исполнительской дисциплины. В конечном счете от этого зависит доверие народа. Все, что мы обещали людям вместе с вами в предвыборную кампанию, мы обязательно должны реализовать. И мы это сделаем.
Президент Беларуси Александр Лукашенко
На заседании Президиума Всебелорусского народного собрания, 11 февраля 2025 года.
Виктор Ананич, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам, председатель правления АСБ «Беларусбанк»:

— Как руководитель крупнейшего банка страны, убежден, что дисциплина не только ключевая составляющая эффективной работы любого предприятия, но и залог имиджа и репутации. Эту мысль постоянно доношу до коллективов учреждений банка по всей стране. Для финансового сектора особенно важно, чтобы все бизнес-процессы работали как надежные часы. Платежи и переводы должны обрабатываться максимально оперативно, реакция на мошеннические действия должна быть молниеносной. И это все возможно лишь в том случае, если сотрудники вовремя приходят на работу, соблюдают регламентные перерывы, ответственно выполняют задачи — каждый на своем участке. Если руководители всех уровней станут транслировать своим коллективам необходимость поддержания дисциплины во всех ее проявлениях, а еще лучше подтверждать все личным примером, то предприятие будет успешным и эффективным, а выпускаемая продукция или оказываемые услуги — качественными.
Татьяна Никифорова, главный врач Жодинской ЦГБ, депутат Минского областного Совета депутатов:

– Директива №11 необходима для успешного решения задач пятилетки качества и направлена на совершенствование функционирования системы органов власти и управления, усиление исполнительской дисциплины. Считаю, что документ отвечает требованиям времени, ведь задачи, поставленные в нашей стране на ближайший период, требуют повышения эффективности работы во многих сферах. А в медицине, где от профессионализма, компетентности, собранности и умения быстро и правильно принимать решения зачастую зависит жизнь и здоровье человека, качество его жизни, это особенно необходимо.
Поэтому очень важно воспитание культуры ответственности каждого за свою квалификацию, качество работы, а также соблюдение исполнительской дисциплины в организациях всех форм собственности. И это должно стать обязательным в работе каждого – от руководителя до рабочего. Ведь это основа, на которой базируется благосостояние не только отдельного предприятия, но и города, области, республики.