Идея собрать мотоцикл практически с нуля и вручную, а точнее – создать современный вид двухколесного байка на базе имеющегося, не нова. Но удается осуществить ее только самым талантливым и мастеровым. Жодинец Спартак Малькевич – в числе тех немногих, кто владеет кастомайзингом – так называется изготовление мотоциклов на заказ. Кропотливо, скрупулезно в своей мастерской он создает байки мечты, которые становятся победителями белорусских и российских кастом-шоу.
Я побывала в мастерской Спартака. Представьте, от базового мотоцикла используются только рама и двигатель. Все остальное – дело рук мастера, дизайнера, художника по металлу, дереву и так далее.
А все начиналось в 13 лет. С детства Спартак интересовался техникой – его отец всегда занимался машинами. Однажды мальчик прокатился на мопеде, и ему понравилось. Он все лето помогал отцу в мастерской и купил-таки старенький мопед, который «глох против ветра». «За зиму перебрал свой первый мототранспорт полностью, даже внес некоторые доработки, например, облегчил коленвал. А весной уже обгонял мотоциклы, – рассказал Спартак. – С этого момента, как мне кажется, все и началось. Купил у друга «Яву»: мотоцикл стоял несколько лет в гараже – на тот момент прав у меня еще не было, потом его восстановил. Позже появился «Минск», от которого были рама и двигатель. Раз в неделю ходил в магазин «Мотовело» – был такой в Жодино, покупал по одной запчасти. За зиму собрал и продал. Был промежуток, когда у меня не было двухколесной техники, я помогал отцу красить машины, увлекся тюнингом, делал шумоизоляцию салонов, автозвук, у самого появилась машина. Но все время хотелось попробовать что-то новое».
Однажды в интернете Спартак увидел красивый байк, вид которого очень понравился. Начал искать, что это за модель. Оказалось, что мотоцикл собран вручную и представлен в единственном экземпляре. Буквально в мешке (запчасти) он купил «Иж» и собрал свой первый кастомный байк, который победил в одной из номинаций на чемпионате Беларуси по кастомайзингу «МотоВелоЭкспо». Спартак четырежды побеждал на этой выставке. Более того, он неоднократный призер аналогичных российских мероприятий, которые старается не пропускать.
– Как-то на «МотоВелоЭкспо» мой мотобайк победил, – рассказывает мастер. – Мне предложили в качестве приза выставить его на самой крупной и известной международной мотовыставке «ИМИС», которая проходила в Санкт-Петербурге. Мотоцикл был представлен в номинации «Кастобайк» – это внешняя переделка с совершенно новым авторским дизайном. Результат – третье место по России.
В подтверждение своих успешных проектов, а переделка каждого мотоцикла называется проектом, Спартак показал многочисленные грамоты и кубки.
Слухами земля полнится. Мастеру стали звонить владельцы мотоциклов, советоваться, как изготовить ту или иную запчасть, что-то переделать.
И он решил – пора пробовать себя в новом направлении. Так хобби превратилось в дело, став основной работой. Кстати, с помощью безвозмездной субсидии, которую ему выделили в службе занятости на открытие ИП, он купил наборы инструментов. «Реально, субсидия помогла. Инструменты, которые удалось приобрести на выделенные средства, очень нужны в моей работе», – поделился Спартак.
Действительно, в его мастерской собраны, наверное, все существующие виды инструментов, множество аппаратов, неизвестных железок, с помощью которых он и превращает, порой, заурядные мотоциклы в настоящие шедевры, где каждая деталь, каждая запчасть – ручной работы.
Сегодня в его мастерской несколько байков. Один из проектов наиболее сложный и самый продолжительный по времени: в нем по желанию клиента присутствует ирландская тематика. Мотоцикл построен в стиле bobber на базе Kawasaki vl800 1980 года выпуска. Если честно, то ничего подобного я не видела. Например, вместо бачка-расширителя – бутылка от ирландского виски. В концепт байка удачно вписаны английский насос и огнетушитель 18 века. Ирландская тематика многократно просматривается в деталях в форме лепестка клевера: кожаное сиденье, сшитое по специальному заказу, крылья мотоцикла и форма бензобака и даже фара от «шевроле» 1970 года выпуска излучает свет в виде такого лепестка.
Все старинные вещи восстановлены, отреставрированы и удачно гармонируют друг с другом. Дорогое удовольствие? Да, это недешево. За это и ценится ручная работа, на которую потрачены порой годы поиска.
Спартак говорит, что заниматься этим байком было интересно.
– В проектах воплощаете свои идеи или все-таки основу задает владелец?
– По-разному. Бывают клиенты, которые не ограничивают тебя в фантазии, а бывают и такие, которым нужно все конкретно сделать. Безусловно, интереснее работать, когда тебе доверяют полностью, как в случае с мото в ирландских мотивах. Этот проект практически закончен. Хотя, признаюсь, байк можно кастомайзить бесконечно.
– Ваши планы?
– Было бы хорошо поучаствовать в выставках в этом году. Собирался весной в Москву, но из-за коронавируса все отменилось. Скучно становится, но не сдаюсь. Лучшее – впереди!
– Что главное в работе? Что нужно, чтобы практически из ничего создать материальную ценность?
– Технику надо любить и чувствовать ее. А еще знать от «а» до «я», но это приходит только с опытом. Если такого интереса нет, то создать что-то технически эксклюзивное не получится.
– Вы не из тех байкеров, которые по ночам шумят и будят горожан ревом моторов?
– Я люблю ездить на мотоциклах, которые сам сделал. Это необходимо, чтобы испытать все узлы в работе. А просто кататься времени нет. Так что я не тот байкер, который выжимает из машины 300 км/ч.
– Откуда такое необычное имя, которое, кстати, вам очень идет?
– Отцу с молодости нравился и до сих пор нравится этот герой. Когда я родился, выбора у мамы не было. Только Спартак. Но и спрос, соответственно, как со Спартака…
Лилия АЛЕХНОВИЧ