К минам – исключительно на «вы». Ветеран Иван Батура рассказал, почему искал встречи со снарядами

80-я годовщина освобождения Беларуси

96-летний ветеран Иван Батура, награжденный орденом Отечественной войны 2-й степени, множеством юбилейных медалей, рассказал, почему вместе с товарищами искал встречи с минами, снарядами и даже авиабомбами. 

Иван Владимирович вместе с дочерью Ириной встречает меня в прихожей. В глаза сразу же бросаются его живой взгляд и особенная стать, неподвластная даже почтенному возрасту. В очередной раз восхищаюсь поколением победителей, с представителями которого мне посчастливилось общаться. Во время нашего разговора с Иваном Батурой это чувство посетит меня еще не раз, но – обо всем по порядку.

Дочь Ирина – верный и заботливый помощник Ивана Владимировича

Иван Владимирович хорошо помнит и самое начало войны, и ужасы, пришедшие на нашу землю вместе с оккупантами. Виселицы на улицах родных Смолевичей, бомбежки, от которых укрывались в подвале, и горе, которое пришло в каждую белорусскую семью.

В боевых действиях Ивану Батуре участвовать не довелось – был подростком, под призыв не попадал. Но это вовсе не значит, что война для него прошла стороной.

Минеры не ошибаются

1944 год. Освобождена Беларусь. Надо восстанавливать разрушенное войной народное хозяйство, строить новые дома, дороги, мосты. Но враг после себя оставил миллионы мин, снарядов и других взрывных устройств, которые уносили десятки жизней. В самые короткие сроки надо было освободить, очистить  местность от фашистских «сюрпризов». В числе тех, кто приступил к опасной работе по разминированию Смолевичского края и Жодино, был и Иван Батура.

Тогда ему было всего 16 лет. Парней, которые были на год старше, сразу призвали в действующую армию. А Ивану Батуре и его шестнадцатилетним товарищам досталась другая миссия, не менее ответственная: обезвредить родную землю от взрывных устройств. После ускоренной подготовки на курсах минеров при военкомате ребята, получив в пользование щуп, миноискатель и саперную лопату, приступили к делу.

– В 1944-1945 годах проводились работы по разминированию местности нашего района и нынешнего Жодино. Я был в группе из 34 ребят, которые работали по всему Смолевичскому району, – вспоминает ветеран.

Земля буквально была напичкана вражескими минами. Особенно опасными были территории вдоль шоссе и железной дороги. Дополнительные трудности минерам создавали изуродованная земля, лесной валежник, густая растительность.

Подготовка к работам по разминированию проводилась заблаговременно. Очень помогали знания, полученные в военкомате. У нас как было: пока все стремились от мины убежать, укрыться, мы с ней, гадиной, наоборот, искали встречи.

Минеры работали с апреля по октябрь. Очень часто находили мины-сюрпризы. Ими нередко были нашпигованы оставленные землянки, просеки, места отдыха на лесных дорогах, поленницы дров и другие подобные места. В лесистых местах между деревьями на высоте человеческого роста устанавливались мины-ловушки: человек наступал на невидимую проволоку, и мина взрывалась. Подобные устройства враг использовал для уничтожения живой силы. Минеры находили и ложные мины, в качестве их использовались пустые консервные банки. Взрывные устройства можно было обнаружить везде.

По сведениям Государственного архива Минской области, только с 3 мая по 15 июля районной командой было уничтожено 1 314 противотанковых и противопехотных мин, 711 авиабомб и масса других взрывоопасных единиц.

– Запомнилась местность так называемого Минского котла. Это в районе деревень Петровичи, Драчково, Смиловичи, – рассказывает Иван Батура. – На протяжении десятков  километров нельзя было найти ни одного целого дерева: до того все было избито осколками, изрыто взрывами. А сколько там было техники, оставленной врагом! Все это надо было вывезти из лесов, обезвредить, проверить каждый сантиметр земли.

На территории Жодино особо опасными были участки в районе водокачки в Заречье, около кладбища на улице Московской, изобиловали смертоносными находками и берега реки, местные леса. Врезался в память Ивану Владимировичу такой случай:

– Фашисты заминировали просеку, рассчитывая, что на нее могут свернуть наши танки или другая техника. Устройство было хитрое, пришлось попотеть над ним. Главное, заряд был довольно слабым, но на взрыв должен был сдетонировать мощнейший авиаснаряд, который находился рядом и повлек бы потери техники и живой силы.

Мину надо называть на «вы», иначе припомнит и отомстит. Такого мнения придерживались все в отряде Ивана Батуры. Ведь тот, кто устанавливал мину, знал ее устройство, видел, куда закладывает, а вот ликвидаторы ничего этого не знали, действовали вслепую. Минерам отряда, где служил Иван, повезло: не погиб ни один из парней.

О вкладе, который внесли минеры в общее дело Победы, написано не так уж и много книг. Но от этого подвиг ребят, которые, рискуя жизнью, извлекали смерть из родной земли и этим спасали других, не стал менее значимым.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Городская общественно-политическая газета Жодино
Добавить комментарий