Двухколесный транспорт давно стал неотъемлемой частью городского трафика. Во время посещения МотоВелоЗавода в январе Президент подчеркнул, что будущее – за мотоциклами и велосипедами. Как оказалось, в Жодино тоже есть место, где собираются любители байков. От взрослых на «железных конях» они отличаются только возрастом: записаться в их ряды можно с 11 лет. Корреспондент «ЖН» встретилась с Дмитрием Кравчуком и Дмитрием Крайко и поговорила об увлечении, пропитанном адреналином и скоростью.
Объединения по интересам «Юные мотоциклисты» и «Мотоджимхана» работают на базе филиала «Техноарт» Центра творчества, туризма и экскурсий детей и молодежи под руководством Алексея Колчанова.
Дмитрий Кравчук пришел в «Техноарт» в 2017 году и совсем не для того, чтобы ездить на мотоцикле: мальчик довольно долго вырезал и клеил поделки из дерева. Однажды его внимание привлекли старшие ребята, которые ездили на байках. «Я тоже попробую», – решил юный Дима и не прогадал. С 2019 года он неизменно собирает награды и дипломы в соревнованиях, недавно стал кандидатом в мастера спорта.

– Когда я оказался в объединении по интересам, то мало что знал про мотоциклы, – рассказывает Дмитрий Кравчук. – Начиналось обучение стандартно: техника безопасности, внутреннее устройство двухколесного транспорта и учебный квадроцикл. Хорошо помню, как первый раз сел на мотоцикл: под задним колесом была специальная подставка, а другие ребята меня держали, чтобы не упал.
Несмотря на такое спонтанное начало, талант Дмитрия проявился очень быстро. Первое же соревнование в столице принесло ему заслуженную победу.
– Я прыгал от счастья, когда получил эту медаль, – вспоминает Дмитрий. – Сразу стало понятно, что у меня отлично получается и надо дальше продолжать тренировки.

Увлечение сына объединило всю семью: на белый Kawasaki Ninja ZX 400 первой села мама Анастасия Кравчук, которая уже успела получить категорию «А». На очереди папа Александр, который тоже проникся любовью к «железному коню».

Мотоциклисты – люди довольно суеверные, свои приметы есть и у Дмитрия Кравчука: например, шлем ни в коем случае нельзя класть на землю, иначе обязательно упадешь. Бывают и неудачи, но парня они не пугают, а только стимулируют на еще большую работу во время тренировок.

Для меня езда на мотоцикле – это в первую очередь возможность достигнуть лучшего результата. Всегда стараюсь выложиться по максимуму.
Забавный случай произошел на соревнованиях в 2023 году. Чтобы зафиксировать время прохождения участником дистанции, на старте и финише стоят специальные датчики. Время соперников аппаратура легко считывала, а вот когда на треке появлялся Дима, она почему-то упорно отказывалась работать. Парню пришлось проехать пять раз, прежде чем его результат удалось записать. Но даже такая неприятность не смогла отнять у него первое место.
Равняйся на лучших
Дмитрию Крайко всего 12 лет, но парень уже успел стать одним из лучших жодинских спортсменов среди юниоров. В мотоциклисты он попал по совету одноклассника и не пожалел: дебютные соревнования в Минске по мотоджимхане принесли первое место и кубок. А ведь придя в 2023 году в филиал «Техноарт», он с восхищением наблюдал за успехами Дмитрия Кравчука и даже не подозревал, что скоро тоже достигнет высокого уровня.
Мотоджимхана – это спортивное испытание на время, в котором участники соревнуются в самом быстром маневрировании на асфальтовой площадке среди искусственных препятствий в виде конусов.
На занятия Дима пришел полностью «нулевым» и начинал с правил безопасности: только потом его допустили к учебному квадроциклу. На нем тренируются ездить по траве, ведь на асфальте можно серьезно травмироваться. Параллельно ребятам преподавали теорию, где рассказывали про ходовую часть и ремонт мототранспорта.

По совету Алексея Колчанова молодой человек приобрел мотоцикл на одном из сайтов по продаже б/у товаров. Это был старый советский «Минск ММВЗ», который больше смахивал на металлолом, чем на средство передвижения.
– Выглядел он плохо, – поясняет парень, – но меня это не испугало. Я хотел изучить устройство мотоцикла, поэтому принял решение остановиться на таком варианте.

Поддержал Диму и его отец Александр Константинович: вместе они полностью разобрали и отреставрировали байк: покрасили и восстановили некоторые запчасти, а что-то пришлось и купить.
– Я немного покатался на нем и подумал, что хочу более новую модель, – вспоминает молодой человек. – К тому же неисправности появлялись регулярно, мотоцикл чинили постоянно. Продать, кстати, получилось дороже, чем он стоил при покупке.
Сказано – сделано: новый «железный конь» был выпущен в 2019 году. Приобрели его на том же сайте, а везти пришлось из столицы.
– Он, как и предыдущий, не заводился, – улыбается Дима. – В этот раз перебирать мотор и ремонтировать проводку мне помогал не только папа, но и Алексей Николаевич, наш руководитель.
Все прошло успешно, и теперь парень ездит на «Минске D 4 125».
За рулем мотоцикла все мои проблемы исчезают – я становлюсь очень счастливым и ощущаю скорость, как полет.
Папа Дмитрия Крайко после армии тоже ездил на мотоцикле и даже получил водительскую категорию на этот вид транспорта. Сейчас он доволен, что сын проводит время с пользой, а не зависает в экране гаджета.
Кстати, оба Дмитрия находятся в составе команды мотоциклистов ZGT (Zhodino gymkhana team), а самое необычное, что все участники объединения по интересам серьезно учатся самостоятельно чинить свои мотоциклы. Ведь Алексей Колчанов, их руководитель, уделяет этому навыку много внимания на занятиях.