Еще одна точка нестабильности на карте мира. Пока вся планета наблюдает за событиями в Венесуэле, серьезно обострилась ситуация и в Иране. По воле действий деструктивных сил, действующих внутри страны, при поддержке извне экономические протесты, начавшиеся еще в конце декабря, превратились в погромы, настоящую уличную войну, вооруженные нападения как на силовиков, так и на обычных граждан. В общем, во все то, целью чего является расшатывание ситуации и свержение законной власти. Рассказываем, что и почему происходит.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Ситуация, которая происходит в мире, абсолютно запутанная и непонятная. Никто не знает, что будет завтра… Все, что происходит вокруг, вы видите, это можно назвать только одним словом — бешенство. Но вы помните, мы с вами это бешенство уже пережили — тогда, когда все кричали о пандемии, о том, что «все умрем», «завтра похоронят» и так далее. Но мы прошли этот этап. С проблемами определенными, но ума у нас хватило. Единственному народу в мире. Таких больше нет. Мы выстояли. Сегодня ситуация сложнее. Абсолютно, что происходит вокруг нас, не зависит от нас. Бешенство и еще раз бешенство.
На церемонии вручения премии «За духовное возрождение» и специальных премий Президента, 8 января 2026 года.


Иран отсиживаться не будет
Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Сергей Рачков говорит о подоплеке. Сегодняшние внутриполитические сложности Ирана, объясняет он, связаны в первую очередь с действиями правительства этой страны по внесению изменений в экономическую политику. Протесты в Тегеране и регионах, подчеркивает парламентарий, являются реакцией на девальвацию национальной валюты, рост инфляции и цен на продукты питания, поэтому вполне понятно, что внешние игроки, в частности США, этой ситуацией пытаются воспользоваться:

— Внимание Соединенных Штатов Америки к Ирану было постоянным и осуществлялось с учетом присутствия американцев в ближневосточном регионе и прежде всего национальных интересов Вашингтона. Это вопросы и минеральных ресурсов, и нефти, и ядерная программа Тегерана. Сейчас американцы и другие внешние игроки используют против Ирана элементы «цветной революции» для смены ее руководства. Конечно, это вмешательство во внутренние дела суверенного государства, которое находится вне рамок международного права и Устава ООН.
Понятно, что таким образом США хотели бы решить волнующие их вопросы, поэтому Трамп и делает такие громкие заявления, в Персидский залив направляются дополнительные военно-морские силы. Сегодня Трамп угрожает Ирану «невиданными ударами». Образно говоря, он встал на тропу войны с этим государством. Так, американский лидер победоносно осуществляет операции по вмешательству во внутренние дела и других государств. Не будем забывать, что несколько месяцев назад американцы уже наносили удары по ядерным объектам Ирана. Поэтому нельзя исключать любое развитие ситуации со стороны США. В частности, иранское руководство заявило, что в случае военной агрессии США Тегеран ответит соответствующим образом в отношении американских военных баз на Ближнем Востоке и нанесет удары по союзнику США в регионе — Израилю. Хотя Трамп и говорит, что не намерен размещать войска в Иране, но, если они пойдут по пути массированной агрессии, это может привести к полномасштабному конфликту. Примеры тому уже в истории случались. Летом прошлого года произошла 12‑дневная война между Израилем и Ираном. Та война показала, что Иран отсиживаться не будет, а ответит всеми возможными методами и средствами.
В эпицентре нестабильности
Политолог Юрий Шевцов тем временем предлагает оценить проблему с точки зрения уже имеющихся предпосылок. В Иране, подчеркивает он, внутренние сложности, регулярно порождающие подобные сегодняшним волнения, существуют уже много лет:

— Там сейчас идет активная урбанизация, вместе с этим в городах наблюдается тенденция перехода к малодетным семьям. Городское население в значительной степени по своему сознанию вестернизировано. И это очень важный для Ирана момент, государственная идеология этой страны построена на религиозной, исламской основе. А ислам в Иране по своей сути весьма консервативен. Поэтому появление большого количества горожан с культурой, напоминающей западную, порождает в Иране внутреннюю политическую напряженность. Кроме того, в Иране есть и экономические сложности, связанные с санкционным давлением. Перманентно эти экономические сложности переходят в культурный конфликт и политические протесты.
В целом иранское общество консолидировано вокруг исламских ценностей, поэтому наличие в городах вестернизированной прослойки населения не превращается в антиисламскую революцию. Но оно является постоянным дестабилизирующим фактором, от которого избавиться невозможно. Соединенные Штаты поддерживают эту часть населения, они регулярно пытаются в той или иной форме развернуть «цветную революцию», опираясь на прозападную прослойку населения.
Кроме того, в Иране очень много этнических меньшинств. Вокруг этого тоже идет постоянная политическая игра с тем, чтобы стимулировать сепаратизм. Раскачать и «взорвать» можно любое государство, без исключения. Даже такое крупное, как Иран. Но пока очевидных признаков того, что это происходит, нет. Что является такими признаками? Это нерешительность власти и раскол внутри элит. Сейчас нет информации о том, чтобы из высших или средних чиновников кто-то переметнулся на другую сторону. Также нет паралича силовых структур. И если элиты остаются едиными, то, скорее всего, эти волнения Иран преодолеет. Однако скорого разрешения конфликта в стране ждать не стоит.
Листают старые методички
Кстати, об используемых в Иране политтехнологиях. Многие публикации по теме в западной прессе создают впечатление, что их авторы даже не удосужились творчески обработать порядком набившую оскомину методичку Шарпа. Эксперты обращают внимание на то, каким образом освещаются тамошние события. Вбрасывается информация о том, что захвачен один город, затем — что другой, после — что силовики перешли на сторону народа, причем обстановку накаляют преимущественно западные СМИ — например, из Великобритании и США. Американский журнал Time и вовсе отчебучил: со ссылкой на некоего врача сообщил о 217 погибших от огнестрельных ранений протестующих… Доказательства? А зачем они… «Брехня, западная пропаганда, нужно понимать, особенно после событий в Венесуэле, кому выгодны подобные посылы, сколько процентов мировой нефти будут контролировать Соединенные Штаты, какие транспортные коридоры, а самое главное — как это может повлиять на экономику России и Китая», делают выводы политологи.

— Мы готовили материал по Ирану, и оттуда как раз таки поступает очень мало информации, — приводит пример политический обозреватель телеканала «Первый информационный» Евгений Горин.
— И когда создается такой информационный вакуум, к сожалению, если его заполняют недобрые силы, оппоненты, то делают это, как им хочется. А правда это или нет… Скорее всего, неправда. Это тоже один из нюансов работы с информацией.
Следствие и последствия
Обозреватель «СБ. Беларусь сегодня» Антон Попов анализирует: нынешние протесты имеют ряд характерных признаков, позволяющих говорить о спланированной извне кампании по уничтожению страны:

— Во-первых, знаменем толпы стал сын последнего шахиншаха Реза Кир Пехлеви. Он давно живет в США на украденные его отцом перед бегством из Ирана в 1979 году средства. 65‑летний принц активно провоцирует иранских бунтовщиков на погромы, заявляя о близкой «свободе» и требуя забастовок и захвата стратегических объектов. Во-вторых, погромщики демонстрируют просто-таки звериную ненависть к исламу. Во время протестов зафиксированы атаки на мечети и другие сакральные места, причем в Сабзеваре бунтовщики бросали самодельные бомбы в сторону укрывшихся в мечети детей. Для людей, выросших в религиозном обществе, такое поведение нехарактерно, что подтверждает заявление главы МИД Ирана Аббаса Аракчи о множестве провокаторов, которым нужна кровь для оправдания западных ударов по стране. Наконец, в-третьих, под шумок активизировались разного рода сепаратисты, с ходу начавшие вооруженные акции против властей. Особенно напряженная ситуация в населенных курдами регионах, где для борьбы с террористами был привлечен КСИР. Поведение протестующих уже вызвало ответное возмущение со стороны здорового иранского большинства. Проститься с погибшими силовиками пришли тысячи людей, в стране набирают силу массовые демонстрации сторонников сохранения стабильности, вдохновленных призывом президента Масуда Пезешкиана.
При отсутствии прямого внешнего вмешательства иранские власти, поддерживаемые возмущенным народом, наверняка сумеют задавить гидру «цветной революции»: снижение деструктивной активности последних дней связано с задержанием около 200 лидеров «оперативных групп террористических организаций», нападавших на силовиков и громивших административные здания и инфраструктуру. Однако удар со стороны Запада может привести к катастрофе, поскольку Иран является одним из столпов стабильности всего региона.
sb.by








