Во время весенних каникул, пока остальные ученики отдыхали и набирались сил перед последней четвертью, самые высокомотивированные и достигшие высоких результатов в учебной деятельности ребята отправились в разные регионы страны для участия в республиканском туре олимпиады.
Физика без лирики, но с танцами
Десятиклассник Гимназии №1 Арсений Кузнецов – обладатель Диплома II степени республиканского этапа олимпиады по физике. Почему молодой человек отдал предпочтение этому, на мой взгляд, одному из самых сложных предметов и кем себя видит в будущем, я спросила у юного дарования на встрече с ним и его проводником в мир формул и экспериментов – педагогом Эллой Якубовской.
– Интерес к техническим наукам у меня возник давно, – рассказывает Арсений. – А когда в девятом классе пришлось выбирать олимпиаду для участия, я остановился на физике: привлекали и теоретическая, и практическая стороны. Понял, что хочу попробовать силы именно в этом предмете, и уже два года изучаю его углубленно.
Тут, пожалуй, стоит пояснить, почему Арсений столкнулся с выбором предмета. Дело в том, что девятиклассник стал победителем сразу трех городских олимпиад: по физике, математике и информатике. А позже завоевал Диплом II степени по физике на областном этапе и впервые отправился на «республику». Поэтому недавнее успешное выступление на заключительном этапе уже не было для парня дебютным.
– Если говорить об уровне сложности, то в принципе все решаемо, но накладывала свой отпечаток напряженная конкурсная обстановка, – делится впечатлениями Арсений Кузнецов.
Впереди еще год учебы, но юноша уже определился с вузом, студентом которого хочет стать. Это университет информатики и радиоэлектроники. Стоит отметить, что он уже дважды проходил обучение в Национальном детском технопарке и уже совсем скоро вновь представит там свои новые проекты по робототехнике. Сейчас Арсений занимается созданием коллаборативного робота-манипулятора, который предназначен для производства и сборки различных узлов.
Мне уже не раз доводилось писать о жодинской одаренной молодежи, и за это время я пришла к выводу, что, помимо таланта, она отличается еще и скромностью. Поэтому о своем ученике прошу рассказать учителя физики Эллу Якубовскую.
– Наше с Арсением знакомство состоялось в седьмом классе, когда ребята начали изучать физику. И он выделялся уже тогда, причем способностями по многим предметам, – рассказывает Элла Николаевна. – Прибавьте к этому еще колоссальное трудолюбие и умение ставить четкие цели – при таком стремлении и технической жилке высокий результат закономерен. Талант, помноженный на трудолюбие, всегда дает хороший результат. И я верю, что впереди у него еще много успехов!
При подготовке к олимпиадам мы прорешиваем материалы не только республиканских состязаний по физике, но и всероссийских конкурсов. Экспериментальную часть отрабатываем в основном на каникулах, ведь на одну задачу уходит не менее двух часов. И помимо этого, Арсений еще успевает заниматься танцами. Скажу так: многих детей я готовлю к олимпиадам и конференциям, и среди них немало способных ребят, но талантливых можно пересчитать по пальцам, и Арсений – один из них.
Музыка и немецкая грамматика
Может ли восьмиклассник составить серьезную конкуренцию ученикам 10-11 классов на заключительном этапе предметной олимпиады? Может! Артем Леончик из СШ №9 не только достойно выступил на «республике», но и завоевал Диплом III степени по немецкому языку. По пути успеха ученика вела педагог Елена Агапова.
– Принять участие в олимпиаде я решил по примеру старшего брата Павла: он выпускник девятой школы, а сейчас студент лингвистического университета, – рассказывает Артем. – В свое время он завоевал Диплом II степени по немецкому на заключительном этапе. К тому же у меня всегда был интерес к изучению иностранного языка.
Родители Артема – музыканты, и семья довольно долго жила в Германии, где мальчик не просто погружался в языковую среду – обучение в школе тоже велось на немецком. Но дома всегда разговаривали только по-русски, поэтому по возращении в Беларусь Артем адаптировался без особых сложностей и продолжил обучение на русском. Может сложиться впечатление, что именно несколько лет в окружении носителей языка – залог удачного выступления на олимпиаде. Но достаточно взглянуть на список победителей, где сплошь ребята с немецкими именами и фамилиями, и становится очевидным, что соперники были очень подготовленными.
– Серьезной была конкуренция и на «области», ведь в столичном регионе немало специализированных гимназий и классов, где немецкий язык изучают углубленно, – отмечает педагог Елена Агапова. – К тому же Артем соревновался с десятиклассниками и стал сильнейшим. Этому предшествовала серьезная подготовка: мы прорабатывали грамматику, лексику, совершенствовали навыки говорения и умение аудировать – воспринимать немецкую речь на слух. Меня очень впечатлил древний Полоцк, где проходил финальный тур олимпиады.
– Я давно хотел побывать в этом городе с богатой историей, пройти по его улицам, посетить Софийский собор, – делится юноша. – В целом считаю участие в олимпиаде отличным опытом. Состязание состояло из трех туров: в первом нужно было выполнить лексико-грамматический тест, во втором – прослушав текст, ответить на вопросы по нему, а в заключение участники должны были продемонстрировать жюри навыки говорения – тема устного высказывания определялась жеребьевкой. Перед последним испытанием я волновался больше всего, но когда вытянул тему – выдохнул и понял, что справлюсь.
Помимо отличной успеваемости, Артем Леончик хорошо рисует, играет на скрипке и фортепиано и задумывается о том, чтобы в дальнейшем связать жизнь с музыкой.
За дипломы боролись 217 белорусских умников и умниц, признанных лучшими на уровне прошедших этапов. И тем ценнее дипломы, завоеванные двумя жодинскими ребятами: Арсением Кузнецовым (учитель Элла Якубовская) и Артемом Леончиком (учитель Елена Агапова).
Подготовила Дарья ДАНИЛОВА