Во власти алкоголя оказываются люди разного возраста, социального статуса и финансовых возможностей. «ЖН» продолжает рассказывать о тех, кто противостоит этой болезни и остается трезвым долгие годы.
Сергею 56 лет. Он уже 20 лет не употребляет алкоголь. Но путь к трезвости был сложен и тернист.
– Впервые я попробовал алкоголь в 14 лет с одноклассниками. Мы отправились за подарками к 8 Марта девочкам, а потом «замочили» это дело. Упились так, что не стояли на ногах. От родителей тогда получил серьезный нагоняй. Но лет в 17-18, когда я уехал из деревни на учебу в Минск, начал частенько выпивать.
В 28 лет близкие стали в глаза говорить, что у меня проблемы с алкоголем. «Какие проблемы? Я одет, обут, у меня есть деньги. Что вы такое говорите?!» – отвечал я.
Родители снабжали меня продуктами, фирменной одеждой, деньгами, так что средства на выпивку у меня были всегда. Создавалось впечатление, что, по сравнению с другими сверстниками, которые спивались, выгляжу на порядок лучше. А мог я пить каждый день, конечно, после работы! Сначала жил у сестры, потом переселился в общежитие, а там вообще воля вольная.
Первый звоночек прозвучал, когда меня осудили за драку. Мне было 25 лет. Тогда мы заступились за детдомовца, но были-то нетрезвые! Завели уголовное дело, но, слава богу, в тюрьму я не попал, хотя получил судимость. Через три года я снова попал под следствие: в состоянии алкогольного опьянения поколотил заводскую охрану. Чудом удалось избежать наказания благодаря большой поддержке родителей. Дали год условно.
Чуть позже узнал, что у мамы рак крови. Как-то она спросила: «Сынок, я увижу тебя когда-нибудь трезвым?». «Увидишь!» – ответил я и начал узнавать, что делают люди, чтобы избавиться от зависимости. Коллеги посоветовали пролечиться в наркологии в Минске на ул. Стахановской. Близкие поддержали меня в этом решении, там я пробыл 45 дней. Лечащий врач стал для меня вторым отцом, это он мне подсказал, что работает группа анонимных алкоголиков «Надежда» (она существует уже 30 лет). Я посетил эту группу пару раз и пришел к мысли, что они – алкоголики, а я не такой, и больше не поехал.
С 1992 по 1995 год, пока была жива мама, я не пил, а потом потихоньку стал опять прикладываться к бутылке, хоть и понимал, что снова падаю в яму. И вновь оказался на Стахановской, где пролежал 28 дней. Там работала группа анонимных алкоголиков «Первый шаг». После капельниц пришел на собрание, но через полгода мне показалось, что я все знаю и мне там делать нечего.
Ребята ходили на дискотеки, к девчонкам, а я буду ходить в группу анонимных алкоголиков?! Меня хватило на 2,5 года трезвости, и снова стал попивать. Но для алкоголика немножко не бывает: сначала рюмка, потом ведро. Так я в третий раз попал в наркологию и нашел для себя группу анонимных алкоголиков «Виктория». Открыл ее очень хороший человек, мы его называли Саша Одержимый. Он рассказывал, как докатился до жизни бомжа, а сейчас стал человеком. «Если они смогли стать трезвыми, то и мне надо попробовать!» – подумал я тогда. Но справиться с тягой к алкоголю в одиночку не получалось.
Пять раз я лечился в наркологии и вновь возвращался к анонимным алкоголикам. Результат был налицо: когда ходил на группы, я не пил, когда переставал – запивал. Именно эти ребята оказывались рядом во время срывов и убеждали лечь в больницу.
Только тогда, когда на первое место я поставил трезвость и осознанно пришел в группу, жизнь поменялась. Я видел результат, трезвел с каждым днем. Мне нужно было максимально оградить себя от старого круга общения. Когда приезжал к родственникам, возле меня сидели люди, которые не пьют.
Практически через три года трезвости мне предложили поработать консультантом в наркологическом отделении. Больше восьми лет я трудился там и, конечно, сам посещал группу.
Пока человек не признает своей проблемы, ничто ему не поможет. За свой век я похоронил много людей, которые ушли из жизни из-за алкоголя. Умирали у меня на руках, когда работал консультантом, а я ничего не мог сделать. Каждый сам вправе выбрать то, что ему поможет: люди идут за помощью к врачам, в церковь, в группу анонимных алкоголиков.
На сегодняшний день благодаря программе я научился жить и делать добрые дела. К примеру, купил сестре новое обручальное кольцо взамен проданного цыганам. И безмерно рад, что с многочисленными родственниками у меня хорошие отношения. Их двери для меня всегда открыты. Меня простили, что-то я простил. Жизнь заиграла новыми красками.
Светлана ГЕРМАН