Коробки передач МАЗ устанавливают на большегрузные самосвалы, тягачи и лесовозы. Агрегат изменяет частоту вращения и крутящий момент ведущих колес. Автомобильный блок дополняется синхронизатором. Приспособление используется для второй и третьей передачи.
Изделия выбирают с учетом характеристик транспортного средства. Пятиступенчатые агрегаты приобретают для автомобилей с двигателем ЯМЗ-236. Владельцу большегрузного транспорта придется купить КПП МАЗ самой сложной конструкции. На мощные машины устанавливают 9-ти ступенчатые механизмы.
Составные части и работа агрегата
Механическая КПП состоит из таких элементов:
Детали защищены корпусом с чугунной крышкой. Приспособление рассчитано на долгие годы службы. Конструкция выдерживает большие нагрузки. Система подходит для всех климатических зон.
Наибольшая нагрузка приходится на зубья. Они чаще всего выходят из строя. Шестерни изготавливаются из углеродистой стали. Зубья проходят несколько этапов термической обработки. Они насыщаются азотом для увеличения износостойкости.
Первичный вал устанавливается на картере. Для этой цели используются подшипники шарикового типа. За отбор мощности отвечают приводные шестерни. Они закрепляются на шпонках.
Для уменьшения колебаний приводного звена применяется демпферный гаситель. Он снижает вибрацию, передаваемую двигателем. Устройство уменьшает шум работы трансмиссии. Демпферный гаситель продлевает срок службы изделия.
В верхней крышке картера установлен распределитель воздуха. Данное устройство взаимодействует с толкателем, дросселем и сапуном. Приспособление подает воздух, попадающий во впускное отверстие. Пневматический привод облегчает управление техникой. Рычаг размещают в кабине. Водитель меняет положение ручки, чтобы ускорить или замедлить движение машины. Отдельное положение рычага предусмотрено для заднего хода.
Менять передаточное число допустимо, когда частота вращения коленвала достигает 2000 об/мин. Контролируется данный показатель с помощью тахометра. При меньших оборотах ДВС система может выйти из строя.
Основные преимущества КПП
КПП Минского автомобильного завода имеет такие достоинства:
- сравнительно небольшой вес;
- компактные размеры;
- недорогие запчасти;
- быстрый монтаж.
Опытные водители самостоятельно обслуживают и ремонтируют устройство. Они устанавливают новые подшипники, сальники и шестеренки. Более сложные поломки устраняют работники сервисных центров.
Описание системы смазки
Для смазки подвижных элементов применяется насос с шариковым клапаном. Помпа нагнетает масло к зубчатым колесам. Насос приводится в действие промежуточным валом. Жидкость проходит сквозь сменный фильтрующий элемент. Смазка выполняется с помощью регулируемых клапанов. Масляная пленка улучшает сцепление между звеньями передаточного механизма. Вязкая жидкость охлаждает интенсивно работающие детали.