Подготовка автомобиля к зиме – это комплекс мер, который займет у вас несколько часов, но сэкономит нервы, время и деньги на всю зиму. И это не только вопрос комфорта, но и залог вашей безопасности и сохранности машины. В наших широтах частые оттепели чередуются с заморозками, дороги посыпают солью, что ускоряет коррозию. Без подготовки аккумулятор может сесть на морозе, антифриз замерзнуть, а тормоза подвести на льду. По статистике, зимой количество аварий из-за технических неисправностей растет на 30%. Подготовка – это инвестиция в безопасность и экономию: лучше потратить время сейчас, чем эвакуировать авто позже.
Предлагаем полный список мероприятий. Мы разбили его на ключевые блоки для удобства. Каждый пункт включает советы, как выбрать, что проверить и почему это важно.
АККУМУЛЯТОР. Это самая уязвимая часть автомобиля в холодное время года. При отрицательных температурах емкость батареи может упасть на 30–50%, а вязкое масло требует от стартера повышенных усилий для запуска. Проверьте уровень заряда и состояние клемм. Если аккумулятор (АКБ) старше трех лет, или вы заметили, что машина стала запускаться с трудом даже при небольшом морозе, его лучше заменить или провести глубокую диагностику. Убедитесь, что клеммы чистые и надежно затянуты; можно смазать их специальной технической смазкой для защиты от окисления.
КОМПРЕССОР. Зимой чаще проверяйте давление воздуха в шинах. В этот период оно обычно падает, поэтому так важно иметь в машине компрессор или насос.
АНТИФРИЗ. Убедитесь, что охлаждающая жидкость (антифриз) соответствует климату вашего региона. Проверьте плотность ареометром. Старая или разбавленная водой жидкость может замерзнуть и разорвать радиатор или блок двигателя.
ЩЕТКИ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ. Хороший обзор – залог вашей безопасности. Убедитесь, что со щетками стеклоочистителя все в порядке. Старые, изношенные «дворники» на морозе дубеют и царапают стекла – замените их на новые. Зимой лучше использовать специальные зимние щетки с защитным чехлом: они предотвращают намерзание льда на шарнирах и обеспечивают лучшее прилегание к стеклу.
СТЕКЛООМЫВАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ. До наступления морозов слейте летнюю омывайку или водопроводную воду и залейте качественную зимнюю незамерзайку с запасом по температуре. Можно использовать концентрат, который позволяет самостоятельно приготовить жидкость под соответствующие погодные условия. И при этом сэкономить.
СМАЗКА. Замерзшие замки и примерзшие двери – классическая зимняя проблема. Обработайте все резиновые уплотнители дверей, багажника и капота силиконовой смазкой. Это предотвратит их примерзание к кузову и защитит резину от растрескивания на морозе. Замки и личинки дверей обработайте специальным размораживателем или универсальным спреем типа WD-40, который вытеснит влагу и защитит механизмы от ржавчины и замерзания.
ФАРЫ. Дни становятся короче, а видимость ухудшается из-за снега, тумана и брызг. Проверьте работу всех фар (ближнего и дальнего света), габаритных огней, противотуманных фар и указателей поворота. Убедитесь, что фары чистые и правильно отрегулированы – неправильный свет может слепить встречных водителей. Если линзы помутнели, рассмотрите возможность их полировки для улучшения светового потока.
МОТОРНОЕ МАСЛО. Зимой рекомендуется использовать моторное масло с более низким индексом вязкости при низких температурах (например, 5W-30 или 0W-40 вместо летнего 10W-40). Более жидкое масло облегчает запуск двигателя, снижает износ его компонентов во время холодного старта и уменьшает нагрузку на аккумулятор. Если вы не меняли масло последние 7–10 тысяч километров, замените его вместе с масляным фильтром.
ОГНЕТУШИТЕЛЬ. Крайне необходим в дороге и должен находиться в машине вместе со знаком аварийной остановки. Визуальная проверка: осмотрите корпус на трещины или вмятины, потому что холод делает металл хрупким. Игнорирование повреждений может привести к взрыву под давлением.
В багажник – правильные инструменты!
Это не только удобство, но и гарантия, что вы сможете справиться с типичными зимними трудностями.
Провода для прикуривания (стартовые кабели). Качественные, толстые кабели с надежными зажимами. Абсолютный мастхэв, когда мороз сажает АКБ.
Буксировочный трос. Прочный, с карабинами или петлями. Должен быть рассчитан на вес вашей машины.
Скребок и щетка для снега. Щетка с мягкой щетиной, не повреждающей лакокрасочное покрытие, и скребок для льда.
Размораживатель замков. Лучше держать его не в салоне, а в кармане куртки или сумке.
Лопата. Компактная, складная (саперная) лопатка, чтобы выбраться из снежного заноса.
Сигнальный жилет. Обеспечит безопасное нахождение на проезжей части в случае вынужденной остановки.
Знак аварийной остановки. Обозначит транспортное средство при поломке: не менее 15 м от авто в населенных пунктах и не менее 40 м вне населенных пунктов.
Аптечка. Не просто формальность, а важный элемент безопасности на дороге. В критической ситуации именно аптечка первой помощи может спасти жизнь пострадавшему до приезда медиков. Напоминаем, что с 2025 года она должна быть укомплектована по новым требованиям.
Рабочие перчатки. Теплые, чтобы работать с тросом или менять колесо на морозе.
Набор отверток и ключей. Базовый набор инструментов для мелкого ремонта.
Что брать с собой в поездку зимой:
- теплое одеяло и запасные теплые вещи;
- запас питьевой воды и высококалорийный перекус (например, шоколад или энергетические батончики);
- фонарик с запасом батареек;
- запасную канистру с топливом (при дальних поездках).
Своевременная подготовка автомобиля к зиме – залог не только комфорта, но и безопасности на дороге. Уделяя внимание каждой мелочи, вы максимально снизите риск поломок, связанных с холодами, и обеспечите своей машине надежную работу в самых сложных условиях.
С 1 сентября 2025 года в Беларуси вступили в силу новые требования к зимним шинам, согласно которым запрещено использование всесезонных шин в зимний период.
Подготовила Ирина БУГАЁВА








