Вертолетное воспитание, или гиперопека – это модель, при которой родитель постоянно рядом со своим ребенком, всегда наблюдает за ним, пытаясь уберечь и решить все его проблемы. Дети таких мам и пап, в большинстве случаев, вырастают тревожными, подавленными и депрессивными, попадают в группу риска по неврозам. Их навыки принятия решений хуже, чем у сверстников. Им не хватает чувства ответственности. Как же не стать вертолетными мамой и папой и с какого возраста отпускать ребенка от себя, давать ему свободу?

Фото носит иллюстративный характер.

Гиперопека – это когда родители настолько боятся за своего ребенка, так оберегают его от всех сложностей, невзгод, нагрузок, раздражающих или стрессовых тем, что делают все за него и для него. Чадам в этих семьях позволено все. Последствия такой «заботы» печальны, они влияют на психику ребенка, который привыкает, что все за него сделают другие. Ему не надо  прикладывать никаких усилий, чтобы чего-то добиться, что-то получить, реализовать. Ему все можно! Другой стороной медали может стать сформировавшаяся в юной голове установка: хорошо и комфортно мне может быть только рядом с мамой! Отсюда у ребенка, когда он взрослеет, остаются убеждения: «я боюсь один без мамы что-либо пробовать делать» и (или) «я всемогущ, могу делать все, что душе угодно».

Несколько лет назад на индивидуально-профилактическом учете состояла четверка девятиклассников. Родители не слушали никого, не выполняли рекомендации, не меняли стиль общения с детьми – в итоге   вседозволенность со стороны взрослых привела мальчиков на скамью подсудимых и в колонию.

Так как же и когда давать ребенку свободу и самостоятельность? Они должны быть соразмерны с самоконтролем, дисциплиной и навыками. Чем больше ребенок уже умеет в бытовом плане, тем меньше его нужно опекать. Чем больше ребенок знает, тем меньше стоит диктовать, что ему делать.

Поэтому, когда он взрослеет и потихоньку начинает переходить в мир социальной реальности – это возраст примерно трех лет, – должна появляться небольшая, но условность. Ребенку следует понимать, что какие-то поступки, которые он совершает, правильны и принимаются. Какие-то – неправильные и не принимаются окружением, их необходимо менять. Да, остается базовое чувство, что вы все равно любите его, потому что он ваш ребенок. Но условия любви должны потихонечку вырастать в конкретные вещи. Потому что взрослая любовь, к которой дети постепенно идут и приходят, пройдя через подростковый период, – это любовь условная. И постепенно он должен с ней сталкиваться.

А еще детям необходима требовательность. Им следует понимать, что они имеют не только права, но и обязанности. Ребенок может играть, но должен убрать за собой все игрушки. Ему можно играть так, как хочется, но он не имеет права обижать других. Родительская требовательность необходима, чтобы чадо не попало в неприятные истории, выросло здоровой личностью.

Иначе получится человек, который будет продолжать жить в мире своих фантазий с убеждением, что его все должны безусловно, всегда и во всем принимать, несмотря на поведение. И когда он выйдет в реальность с таким жизненным опытом, с такой подготовкой, то ничего кроме конфликтов и разочарований не почувствует.

Взрослым следует взять на вооружение такую установку: хорошие родители – не те, которые выполняют все желания и требования ребенка, снимают с него ответственность, а те, которые научат быть самостоятельным, целеустремленным, настойчивым, умеющим решать свои вопросы. Иными словами, помогут стать полноценной, развитой личностью.

Наталья ЗДАНОВИЧ, педагог-психолог СШ № 5

image_pdfСоздать PDFimage_printВерсия для печати

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here