Закон действует с 2011 года, и время требует внесения определенных корректировок. В соответствии с поправками планируется изменить порядок подачи электронных обращений, уточнить перечень случаев отказа в личном приеме, определить процедуру работы с массовыми жалобами и предложениями.

За девять месяцев этого года в горисполком поступило 560 обращений, причем рост в сравнении с аналогичным периодом прошлого весомый – плюс 93 жалобы. Также было проведено 36 телефонных линий, на которые обратилось 189 жителей.

Среди волнующих жодинцев проблем чаще всего звучит тема благоустройства и содержания дорог. Эти вопросы озвучили 67 обратившихся. Еще в тройке лидеров оказание коммунальных услуг (37), содержание жилфонда (35).

Многие уже оценили удобство электронных обращений, и их доля в общем числе неуклонно растет: сегодня это почти 40 процентов, тогда как в 2017-м – всего 13%.

В этом году их подано уже 212. И здесь мы тоже плюсуем на 82.

Так что вполне логично, что назрела необходимость более детального регулирования именно электронных обращений. В законопроекте предполагается создание единой республиканской системы учета и обработки обращений.

А вот такую форму времен «застарелого социализма», как Книги замечаний и предложений, возможно, вообще уберут. Их оставят только в организациях, оказывающих услуги.

Не секрет, что нередко право на обращение используется как инструмент давления на должностных лиц. Поэтому проектом предусмотрено, что, если человек обратился с жалобой в вышестоящую инстанцию по вопросу, который может быть решен, что называется, на месте, ему могут отказать в личном приеме. А еще появится возможность не рассматривать те обращения, суть которых дается в виде ссылки на интернет-ресурсы, а также если в них содержатся нецензурные или оскорбительные слова.

Также немало случаев, когда переписка по одному и тому же вопросу ведется не один год. И дело не в том, что власти или ответственные службы не хотят ее решить, а в том, что предложенные варианты заявителя попросту не устраивают.

Или еще доступный пример. Допустим, человек обращается и просит показать ему, что написано в завещании. Но ведь есть нотариальные, государственные, коммерческие тайны. В этом случае нет возможности предоставить информацию. Однако люди продолжают настойчиво требовать.

Согласно проекту ответы на письменные обращения, имеющие массовый характер (например, более десяти писем), могут размещаться на официальном сайте организации без направления уведомлений заявителям. А уже последующие письменные или электронные обращения аналогичного содержания рассмотрению не подлежат.

КСТАТИ

В странах Балтии и Восточной Европы установлен более продолжительный срок рассмотрения обращений: не менее одного месяца с возможностью продления до нескольких месяцев. В большинстве стран СНГ, в том числе и в Беларуси, установлен сокращенный срок, как правило, не более 15 дней.

С учетом требований времени изменена и еще одна формулировка. Так, если сейчас «осуществление заявителями их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц», то в новой редакции эта фраза дополняется словами «наносить ущерб национальной безопасности и интересам общества и государства, создавать препятствия законной деятельности организаций».

Но то, что госорганам необходимо более оперативно реагировать на вопросы, работать на опережение и решать проблемы до того, как они станут темой для обращения, остается неизменным. Многие из них можно и нужно решать на местном уровне, исключив формальный подход.

Ольга ГЛУШКО

 

 

 

image_pdfСоздать PDFimage_printВерсия для печати

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here