В Жодино появился знаковый монумент, и теперь на въезде в город гостей встречает бронзовая фигура Божией Матери. Идею местной власти поддержали горожане, и все вместе собирали на нее деньги. 

Когда значимый проект реализован, хочется подробнее рассказать о скульпторе Михаиле Рогатко, который принимал участие в создании оберега для города. А благодаря рабочим фото, которые предоставил специалист, у нас появилась возможность заглянуть в закулисье создания скульптурной композиции.

УЧЕСТЬ МНЕНИЕ КАЖДОГО

– В ходе работы над скульптурой возникали определенные сложности, – рассказал Михаил Анатольевич. – Первая – создать собирательный образ. Ведь нужно было воплотить идею не только заказчика. Важно было учесть мнение православной и католической конфессий, а также всех жителей города. Поскольку у каждой церкви свои каноны, я неоднократно встречался с представителями двух конфессий, чтобы уточнить детали, также консультировался со знаменитыми иконописцами.

Обсуждение проекта, автором которого стал скульптор Михаил Рогатко, длилось несколько месяцев. Определяли место установки – на въезде в город, на пустыре через дорогу от универсама «Рублевский» (нынче «Санта»). Высота фигуры Божией Матери – пять метров (позже размер увеличили на метр), материал исполнения – бронза. Планировалось, что установят ее на полутораметровом камне-постаменте. Также допускали использование дополнительных элементов, усиливающих образ композиции. Это колокола, арки, своды и так далее. И, конечно же, всю территорию пустыря планировали благоустроить.

НАШЕЛ СОАВТОРА

Изначально скульптура Божией Матери подразумевалась как въездной знак, для которого не требуется согласование художественного совета. Но проект приобрел масштабность, и потребовалось проведение республиканского конкурса. В нем участвовало более 15 скульпторов со всей Беларуси. И среди них победа досталась Михаилу Рогатко, который начал работу над скульптурой.

Среди мастеров негласно считается, что скульптор до 40 лет еще не опытный.

– Будучи студентом, я не понимал, почему так. Мне казалось, что я могу горы свернуть, – рассказывает Рогатко. – А сегодня мне почти 40, и я отчетливо осознаю, почему так считают: жизненный и профессиональный опыт имеют очень большое значение.

– А где же тогда набираться опыта молодым? – спросила я.

– Чтобы оттачивать навык, можно работать с мелкой пластикой и перенимать знания у старшего поколения: трудиться подмастерьем у опытных скульпторов, – ответил профессионал.

После проведения республиканского конкурса композицию нужно было согласовать с Минским областным художественно-экспертным советом. Молодому поколению непросто общаться с заслуженными мастерами. Чтобы найти общий язык с советом, Михаил Рогатко приглашает в соавторство своего педагога Александра Дранца.

– Александр Валентинович значимая личность в сфере искусства в Беларуси и за ее пределами, – говорит о педагоге и соавторе Михаил Рогатко. – Он неоднократно присоединялся к рабочему процессу, давал рекомендации. Например, подсказал, как сделать кисти рук, чтобы воздух не уменьшил объемы.

КАК СОЗДАВАЛАСЬ СКУЛЬПТУРА

Сначала делался 50-сантиметровый эскиз, на котором было предусмотрено все: какими будут лик, одежда, звезды и прочее. После этого изготавливался шестиметровый металлический каркас, который облепливался глиной. После утверждения глиняной скульптуры заказчиком приступили к процессу литья. А это значит, что фигура была разделена на 12 поясов без учета рук и плаща – они отливались отдельно. Все части отвезли на литейный завод, где изготовили бронзовые формы для составления цельной композиции.

– Каждый этап создания скульптуры был ответственным, с определенными нюансами и трудностями, нельзя выделить самый сложный из них, – признается скульптор. – Если на каком-то отрезке работы нарушить определенную технологию, то следующий шаг в принципе сделать невозможно. При литье на бронзу воздействует довольно большая температура, и металл деформируется, куски могут не совпасть: их нужно подрезать, рихтовать, подгонять, сваривать и сболчивать.

ОПРАВДАТЬ НАДЕЖДЫ

Михаил Рогатко окончил Белорусскую государственную академию искусств.

– Случайно пришел в сферу искусства, – рассказывает скульптор. – Родом я из маленького поселка Свислочь Пуховичского района. Однажды увидел в газете объявление, что в гимназию-колледж имени И.О.Ахремчика набирают одаренных детей. Сказал родителям, что хочу там учиться, они идею не поддержали, но это меня не остановило – я сам подал документы. Когда я в 1997 году поступил в колледж, мои однокурсники уже более пяти лет занимались живописью и скульптурой, и я прилично отставал от них. А к одиннадцатому классу смог не только догнать их, но и при поступлении в академию набрать более высокие баллы.

– Я встретился с талантливым педагогом Леонидом Давыденко. Он разглядел во мне что-то и постоянно поддерживал. Для меня это было мотивацией: оправдать надежды, которые на меня возложил учитель, – продолжает рассказ Михаил. – На третьем курсе я женился. Сейчас у меня трое детей: двое сыновей и дочка. Жена тоже скульптор. Старший сын поступил в художественный колледж имени А.К.Глебова, на скульптуру.

Что касается композиции Божией Матери, то это первая шестиметровая работа художника, и далеко не каждому выпадает шанс создавать скульптуру такого размера. В основном в Беларуси можно видеть произведения молодых авторов стандартного размера – два-три метра.

– По ряду причин над созданием этой композиции я работал три года, и, конечно, сейчас вижу определенные нюансы, которые можно было бы усовершенствовать, но это проблема всех мастеров, – признался Михаил Рогатко. – А в целом я доволен результатом и убежден, что искусство не для художников, а для простого человека. На открытии монумента мне было приятно слышать отзывы людей, которые, возможно, к искусству не имеют никакого отношения, но для них это знаковое место.

Александра СЧАСНОВИЧ

 

 

 

 

image_pdfСоздать PDFimage_printВерсия для печати

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here