Заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Малахова рассказала о питании в школах, подаче блюд, вегетарианских блюдах и организации обедов в условиях COVID-19. 

Питание должно быть разнообразным. Ежедневно ребенок должен употреблять такие продукты, как мясо или рыбу, молоко (около 500 мл в день), включая стакан кефира на ночь, два раза в неделю сметану, творог, каждый день должны съедаться овощи и фрукты. Естественно, в рационе ежедневно должно быть масло растительное или сливочное.

Должна быть налажена регулярность питания, то ребенок должен есть не менее, чем 4 раза в день. Принимать пищу необходимо с интервалом в 4 часа.

— В Беларуси есть такая проблема, что дети не хотят питаться в школе. Почему?

— За всю мою практику, на питание в детских садах было парочку жалоб. В основном, родители жаловались на сосиски. В целом, у нас родители довольны питанием в детских садах, но на питание в школах постоянно жалуются родители.

Почему отказываются дети от питания? Во-первых, поменялись вкусовые пристрастия у детей. Мы разрабатываем рационы питания и весь учебный год дети могут есть одно и тоже. Поэтому мы рекомендуем рационы перерабатывать с учётом сезонности и вкусовых пристрастий. Если в рационе есть блюдо, которое дети не едят, то необходимо его менять. Потом должен быть выбор блюд. Есть дети, которые не едят, например, рыбу, в таком случае продукт будет выбрасываться, а родители или государства будут за него платить просто так.

Также необходимо родителей и детей убеждать, что горячее питание необходимо детям. Часто задают вопросы можно ли приносить ссобойку, конечно, они не запрещаются. Но нужно понимать, что они должны быть безопасны, приготовлены из безопасных продуктов, нужно прослеживать как ребенок её хранит. Второе, ребёнок не всегда может есть эту ссобойку, то есть учителю необходимо будет проследить за его питанием в школе.

Я бы также хотела обратить внимание на то, что наши дети «кушают» глазами. Поэтому важно, как оформлен зал, какая сервировка стола, как одеты работники. Конечно, зачастую отказ от питания происходит из-за внешнего вида поваров. Все эти моменты очень важны.

— На что необходимо обращать внимания при организации питания в школах?

— Вкусовые пристрастия сельских и городских детей совсем разные. Если в сельской местности первое блюдо обязательно едят, то в городах в семьях почти отказались от них и готовят супы лишь в выходные. Чаще всего дети не едят первые блюда (супы), третьи (компот) и хлеб. На это надо обращать внимание.

Мы рекомендуем готовить супы не каждый день, а, например, готовить его два раза в неделю. По поводу третьих или сладких блюд, мы видим, что практически дети в чай не добавляют сахар, не пьют сладкие напитки. Поэтому мы рекомендует предоставлять им выбор: чай с сахаром или без сахара, возможно, практиковать выставление сахарницы на стол. Хлеб надо брать, который едят дети. Например, хлеб «кирпичиком» дети в городе не едят.

Нужно понимать, что питание в школе не является основным питанием ребенка. По нашим правилам в школе он получает второй горячий завтрак или обед. Как правило, это 20-25% еды от суточной потребности. Поэтому основная задача ложится на родителей. Дома питание также должно быть разнообразным и безопасным.

— А что делать если семья не употребляет мясо в пищу?

– Вообще, истинное вегетарианство — это очень дорого. И чтобы ребенок получил все необходимое, исключив мясо и рыбу должна быть соответствующая замена. Неправильно отказываться от продуктов и не заменять их ничем. Это очень опасно. Мы советуем в таких случаях проводить беседу с родителями. Попытаться объяснять, что ребенку не стоит навязывать свои предпочтения, что он может принять решение о вегетарианстве в 18 лет. До этого времени родители должны его кормить в соответствии с рекомендациями медицины. 

— Если ли изменения в организации питаниях из-за COVID-19?

— Да, разработаны рекомендации по профилактике заноса и распространения COVID в учреждениях образования. Предусмотрены вопросы соблюдения дистанция. При организации питания необходимо разобщать классы, то есть детей необходимо сажать отдельно классами. В буфетах тоже должны быть метки в очереди, а график захода детей в буфет должен быть с небольшой разницей.

Наталья Диндилевич

Источник портал Союзного государства

image_pdfСоздать PDFimage_printВерсия для печати

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here