Захватить Минск немцы планировали 27 июня 1941 года. Однако вследствие стойкости и героизма солдат и офицеров Красной Армии в их планах  произошел первый сбой – Минск был взят только вечером 28 июня.

Вторая и третья танковые группы вермахта, двигаясь с юго-запада через Барановичи и с северо-запада по маршруту Вильнюс – Молодечно, стремительно приближались к райцентру Смолевичи, месту, где они должны были сомкнуть кольцо окружения столицы Белоруссии.

На рассвете 26 июня севернее Смолевичей был высажен крупный парашютный десант. Захватив Прилепы, Усяж, вражеские части соединились с воздушным десантом.

Первые немецкие танки появились под Смолевичами в ночь с 26 на 27 июня. К райцентру вышел авангард 7-й танковой дивизии генерала фон Функа из состава 39-го корпуса группы Гота. Однако на станции Красное Знамя дорогу захватчикам преградили курсанты учебного бронепоезда БЕПО 76-го стрелкового полка войск НКВД по охране железнодорожных сооружений.

Бронепоезд БЕПО-76 после боя на станции Красное Знамя.

Ночь прошла относительно спокойно, а на рассвете 27 июня около 4 часов утра фашисты открыли ураганный огонь по бронепоезду и по станции, где стоял эшелон 479-го зенитного артиллерийского полка, командовал которым лейтенант Сергей Коптев.

Находящиеся в бронепоезде красноармейцы открыли ответный огонь. Расстояние было 200-300 метров. Два танка противника загорелись… Среди личного состава БЕПО возникло замешательство, и люди выскочили из вагонов. Политрук Коростелев и ряд других командиров и курсантов вернулись и продолжили отстреливаться.

Оставшиеся в БЕПО люди вели огонь до последнего снаряда. У противника появились средние танки, артиллерия открыла сильный огонь по боевой части поезда бронезажигательными снарядами. Из 15 танков противника девять было уничтожено и два подбито.

Вступили в бой и зенитчики, эшелон которых стоял рядом. Как только немцы начали обстрел, они расчехлили орудия и ударили в ответ прямой наводкой с платформ. Три часа длился бой. Коптев сам встал к орудию и вместе с боевыми товарищами Дорджиевым и Сапрыкиным вел огонь. Лейтенант наводил пушку, а товарищи подавали снаряды. И даже когда Коптева ранило разрывной пулей в ногу, он продолжал стрелять. А когда потерял сознание, товарищи перевязали рану и вынесли своего командира с места боя в поселок Черницкий, где поместили в местную больницу. Потерявший много крови лейтенант Коптев в больнице умер. А его боевые товарищи примкнули к отступающим частям Красной Армии.

Подвиг зенитчиков увековечен на станции Красное Знамя. На здании установлена мемориальная доска с информацией: «27 июня 1941 года в районе станции Красное Знамя зенитное подразделение лейтенанта Сергея Коптева вело бой с немецким десантом, который был полностью уничтожен».

Понес боевые потери и бронепоезд БЕПО-76. В этом кровопролитном бою пали смертью храбрых старший лейтенант Ясевич, машинист Севрюк и помощник машиниста Ковалев, прикомандированные к бронепоезду из Оршанского депо, командир пулеметного отделения младший сержант Макеев. Константин Николаевич Ясевич был посмертно награжден орденом Красной Звезды.

«Погиб от вражеского снаряда в командирской рубке мотоброневагона 27.06.1941, – говорится в наградном листе героя. –  В течение 14 часов вел ожесточенный бой с авиацией и танками фашистов. В бою проявил героизм, смелость и мужество. Уничтожил 5 танков противника. Показал пример самоотверженности в борьбе за Родину». К сожалению, подвиг Константина Ясевича в Смолевичском районе остался незамеченным и его имя никак не увековечено ни в Смолевичах, ни на станции Красное Знамя.

А вот как писал про этот бой его участник  с немецкой стороны Дэвид Гланц, описывая действия 7-й танковой дивизии в районе станции Красное Знамя: «На рассвете 27 июня четыре танка обнаружили бронепоезд и вступили с ним в бой, в ходе которого был подбит танк командира роты. Другая поддерживающая танковая рота, состоящая из шести танков и нескольких противотанковых орудий, заставила замолчать русский поезд. В ходе этого сражения был серьезно ранен осколком снаряда полковой командир полковник Ротенбург».

На дальнейшее развитие ситуации проливает свет докладная записка командира 9-й железнодорожной дивизии НКВД полковника Истомина. «…На станции Жодино находится БЕПО 58-го полка, много ценного оборудования и еще неизвестный бронепоезд, оставленный личным составом. Попытка группы подполковника Гладченко организовать вывоз имущества и бронепоездов со станции Жодино не осуществилась ввиду отказа штаба обороны Борисова в представлении мотопехоты и артиллерии.  Командир 9-й  дивизии полковник Истомин».

Во второй половине дня 30 июня 1941 года передовые части танковой армии Гудериана, двигавшиеся по автомагистрали со стороны Смолевичей, достигли Жодино и, не встречая сопротивления, двинулись дальше в сторону Борисова. Для Жодино начался тяжелый период оккупации, который длился долгих три года, до освобождения 2 июля 1944-го.

Галина Анискевич

 

 

 

 

 

 

 

image_pdfСоздать PDFimage_printВерсия для печати

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here