Полет в космос, совершенный 12 апреля 1961 года советским летчиком-космонавтом Юрием Гагариным, положил начало новой эры в развитии космонавтики. И мне очень приятно, что и наш город, точнее, его жители тоже внесли свой вклад в освоение космоса. Сегодня мне хочется рассказать о некоторых из них.

Петр Талерчик

Одним из первых жодинцев, кто соприкоснулся с космической отраслью советской страны, был Петр Талерчик – педагог, бывший директор Жодинского политехникума. И совсем немногие знают, что в годы юности ему довелось проходить срочную службу в ракетно-космических войсках.

После окончания техникума Петр Талерчик в 1961 году поступил в Минский политехнический институт, но учиться ему тогда так и не довелось. «10 июля мне приходит вызов в институт, – рассказывает Петр Александрович, – а 12 июля – повестка в военкомат. Собрали нас 29 человек из Белоруссии, все выпускники техникумов, училищ, все с техническим образованием, и привезли в Симферополь. Воинская часть была расположена около Евпатории, на берегу моря. И первое, что нас поразило – стоящие там мощные радиотелескопические антенны. Так началась моя служба».

В Евпатории находился Центр дальней космической связи, построенный в июне 1960 года по инициативе академиков Сергея Королева и Мстислава Келдыша, и был сформирован 85-й радиотехнический центр дальней связи с космическими объектами.

Петр Талерчик слева во время службы в армии.

Автомеханика Петра Талерчика направили служить в автовзвод. Он ремонтировал военные пазики, но однажды ему довелось самому сесть за руль автобуса и проехать с солдатами-экскурсантами через весь Крым, по серпантину горных дорог. Имея за плечами лишь азы водительского опыта, он успешно преодолел этот сложный маршрут, как он сам говорит, совершил подвиг, и благополучно доставил экскурсантов в часть. Так парень приобрел славу не только хорошего автомеханика, но и отличного водителя. Когда демобилизовался водитель служебной «Волги»,  Талерчика взяли на его место.

Петр Талерчик возле служебной «Волги».

Ему довелось возить академиков Александра Несмеянова и Мстислава Келдыша. Первый из них, советский химик-органик, проводил исследования по созданию синтетической пищи, а второй – ученый в области прикладной математики и механики являлся одним из идеологов советской космической программы.

Еще одним интересным человеком в окружении Петра Талерчика, профессионалом в своем деле был подполковник Г.А. Сыцко, который за организацию связи с межпланетной станцией был удостоен почетного звания лауреата Ленинской премии. Надо заметить, что именно советским специалистам удалось первыми сфотографировать обратную сторону Луны.

Довелось Петру Александровичу познакомиться и с Главнокомандующим ракетными войсками стратегического назначения маршалом Сергеем Бирюзовым и заместителем начальника Центра командно-измерительных комплексов искусственных спутников Земли и космических объектов генерал-лейтенантом Гаем Туманяном. В 1962 году они приехали в Крым инспектировать ракетно-космические части.

Запомнилось Петру Александровичу и то, как в августе 1962 года при запуске космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4» приехал в Крым и вел радиотелефонные переговоры с  космонавтами Андрияном Николаевым и Павлом Поповичем первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета Министров СССР Никита Хрущев. Надо отметить, это был первый в мире групповой полет в космос.

Но больше всего запомнился Петру Талерчику случай, когда к ним в часть приехал английский радиоастроном Бернард Ловелл, широко известный своими научными исследованиями метеоров, галактического и внегалактического радиоизлучения, а также работами в области слежения за далекими космическими объектами. Летом 1963 года он получил от президента Академии наук СССР Мстислава Келдыша приглашение посетить институты в Москве и обсерваторию в Крыму. В своем дневнике о той поездке Ловелл написал, что был поражен мощностью этого оборудования.

Ловелла все время сопровождала переводчица Алла. Следует уточнить, что Алла Генриховна Масевич – не просто переводчица, а советский астроном, в то время кандидат физико-математических наук, была коллегой английского радиоастронома.

Сергей Костренков

В апреле 1964 года служба Петра Талерчика закончилась, и он вернулся на родину. В 2002 году он получил неожиданное послание от своего бывшего ученика Сергея Костренкова – небольшую книжечку под названием «Первый полет» с автографом следующего содержания: «Петру Александровичу! Выражаю Вам и всему Вашему коллективу Жодинского политехникума глубокую благодарность и признательность за науку и советы.  С уважением, начальник службы эксплуатации наземных космических средств ЦККП подполковник  С.М. Костренков. 04.10.2002 г.». Оказалось, что у Петра Александровича есть ученик, который более 20 лет прослужил в ракетно-космических войсках там же, где когда-то проходил службу и он сам.

Начальник службы эксплуатации наземных космических средств ЦККП подполковник Сергей Костренков.

Сергей Костренков родился 30 октября 1962 года в Свердловской области, жил в Жодино. После окончания Жодинского политехникума поступил в летное училище. Начинал службу молодым лейтенантом в воинской части 14109 в поселке Школьное под Симферополем, а закончил начальником службы эксплуатации наземных космических средств – заместителем начальника Центра контроля космического пространства в звании подполковника. Сейчас живет в Симферополе.

Аля Павлова

Есть и еще один человек в нашем городе, чья судьба неразрывно связана с ракетно-космическими войсками – Аля Павлова, внучка основателя ныне не существующего поселка Крушинник Иосифа Тромпеля. Правда, довелось служить ей не в Крыму, а на Байконуре. Вместе с мужем Геннадием Павловым, который после окончания военной академии в 1972 году получил направление в ракетно-космические войска на Байконур. И Аля провела там целых 22 года.

За эти годы она стала свидетелем многих уникальных запусков советских ракет-носителей «Протон», «Союз» с космонавтами на борту, была на встречах со всеми летчиками-космонавтами, побывавшими в те годы на Байконуре. Но особенно ей запомнился запуск космического корабля «Буран» – 15 ноября 1988 года. Это был уникальный корабль многоразового использования. Полет длился 205 минут, и за это время корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на аэродроме «Юбилейный».

Аля Леонидовна Павлова (справа) на рабочем месте, 1980-е гг.

На Байконуре за этим полетом завороженно наблюдали не только создатели «Бурана», но и все служащие и специалисты космодрома. У Али Леонидовны на память об этом событии сохранилась фотография, подписанная лично ее командиром. Фото она решила передать Жодинскому краеведческому музею.

Выйдя на пенсию, в 1994 году Аля Павлова вернулась в Жодино, живет на улице Советской вместе с сыном Мишей. И ее дочь Лена с семьей переехала в наш город. И Михаил, и Елена с мужем Игорем Елисеевым, и их сын Дмитрий работают на Белорусском автозаводе: программисты, конструкторы. Самый младший – Дмитрий, участвует в разработке погрузчика с дистанционным управлением.

Владимир Мурашко

Что интересно, в одно время с Павловыми на Байконуре проходил службу еще один жодинец – внук Анастасии Фоминичны Куприяновой Владимир Мурашко.

Он мечтал о космосе и ракетах еще с детства, хотел стать военным. Поэтому после окончания СШ № 5 в Жодино в 1969 году поехал поступать в Ленинградский военно-инженерный институт имени А.Ф. Можайского. Через пять лет учебы Владимир получил специальность инженера в области космических вооружений и был направлен на космодром Байконур.

Владимир Мурашко на фоне ракеты.

По стечению обстоятельств, командиром молодого лейтенанта Мурашко стал майор Павлов. И когда выяснилось, что они – земляки, между мужчинами установились теплые отношения, которые постепенно переросли в дружбу.

Двадцать пять лет Владимир Мурашко отслужил на космодроме в разных должностях, был старшим инженером службы вооружения испытательного управления, начальником метрологической службы 2-го центра испытания и применения космических средств ракеты-носителя «Протон». Принимал непосредственное участие в запуске более 160 космических аппаратов военного и народно-хозяйственного назначения, таких как «Венера-15» и «Венера-16», станция «Мир», «Фобос-1», «Фобос-2», «Марс-96», функциональный грузовой блок «Заря», а также космических аппаратов серии «Грань», «Экран-М», «Горизонт», «Гейзер», Astra.

С 2003 года он работал в Центре управления полетами в городе Королеве Московской области. В конце 2004 года вышел в отставку по выслуге лет.

За многолетнюю успешную и добросовестную работу ему была присвоена классная квалификация «мастер» и почетное звание «Ветеран Космодрома «Байконур». Но связь с ЦУПом продолжается и сегодня. В числе друзей Владимира Мурашко многие летчики-космонавты, но особенно близкие отношения у него сложились с уроженцем Беларуси Владимиром Коваленком.

Галина Анискевич

P.S. Известно, что в нашем городе есть еще люди, связанные с космонавтикой. Просьба связаться с редакцией.

 

 

 

 

 

 

 

image_pdfСоздать PDFimage_printВерсия для печати

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here