В 60-е годы минувшего столетия поселок Жодино был преобразован в город. Этот момент ознаменован  несколькими любопытными фактами.

Выборы в Жодинский поселковый совет народных депутатов состоялись 2 марта 1963 года. А буквально через несколько дней –  7 марта 1963 года – городской поселок получил статус города областного подчинения. Так депутаты поселкового совета автоматически «выросли» до депутатов городского уровня. Тогдашний горисполком насчитывал всего девять сотрудников, ключевыми должностями были председатель и секретарь. При этом Жодино административно подчинялся поселок Зеленый Бор. Вместе с его жителями городское население  в 1963 году составляло 9 600 человек. Что тогда собой представлял город? Если брать предприятия и организации – то это  БЕЛАЗ, ГРЭС, СУ-30, экспериментальная база «Заречье», Горпищепромторг с девятью магазинами, две парикмахерские, две пошивочные мастерские и две сапожные.

Городской автобус по маршруту № 1 «ГРЭС – Заводской поселок» первое время ходил пустым, так как никто не желал ездить, а заводу приходилось покрывать  транспортные издержки. Из-за слабой телефонизации города не было желающих устанавливать домашние телефоны: дорого, да и звонить некому. Тогда всех начальников цехов и мастеров автозавода обязали установить дома телефонные аппараты.

Институт земледелия свой городок для ученых изначально строил отдельно. Планировалось создать самостоятельную административную единицу вблизи поселка Жодино. Но уже в 1964 году Научный вошел в городскую черту. Тогда же к городу были присоединены деревни Судобовка, Дымковка, Приборье.

Минский автозавод, прародитель 25-тонного  автомобиля МАЗ, в связи с загруженностью был не в состоянии нарастить мощности, и производство новой машины перебросили в Жодино. Но перед этим будущий директор Белорусского автозавода Иван Сидорович в 1957 году приезжал в Жодино из Минска за рулем 25-тонного автомобиля. Он проехал по главным цехам – проверил возможности использования площадей с учетом габаритов новой машины. А вот название марки «БЕЛАЗ» придумали в Минске.  

Самого завода могло и не быть. До последнего времени у руководства Совнархоза СССР были колебания насчет того, правильно ли будет размещать производство таких больших машин в Беларуси, так как потребности в автомобилях такого класса в нашей стране не было и они практически не использовались, а металл нужно завозить с Урала. Были предложения построить параллельное производство в другом регионе СССР. В Жодино приезжали высокие комиссии из Москвы, ходили по цехам, смотрели машины, интересовались подготовкой кадров. Но рабочие и инженеры своим ударным трудом и новаторскими подходами к производству доказали, что заводу здесь быть.

В одном из своих интервью Иван Сидорович вспоминал: «Поздно вечером позвонил мне тогдашний председатель Президиума Верховного Совета БССР Василий Козлов и говорит, что у руководства республики есть мнение преобразовать  поселок Жодино в город областного подчинения. И интересовался, как на это смотрят заводчане. Мы, конечно, были двумя руками «за»! Тут же в разговоре встал вопрос и о замене названия «Жодино» на более звучное. Предлагались два рабочих варианта для нового города – Куприяновск и Автоград. Тогда как раз шла хрущевская череда переименований.  Но в итоге осталось прежнее – Жодино».

БЕЛАЗ первоначально выпускал автомобили под маркой «МАЗ» и из-за этого было много путаницы. Например, комплектующие, предназначенные для Жодино, шли на Минский автозавод, а рекламации по минским МАЗам приходили в Жодино. Все встало на свои места, когда за ворота Белорусского автозавода в 1961 году выехал карьерный самосвал БелАЗ-540A грузоподъемностью 27 тонн.

Виталий Журавский

 

 

image_pdfСоздать PDFimage_printВерсия для печати

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here