В эти дни известный жодинский художник, педагог, основатель и первый директор Детской городской художественной школы Александр Саболевский отмечает 70-летие. Вся жизнь и судьба этого талантливого человека связана с родным городом, которому он посвятил много больших и малых дел.

Земля предков

Несколько десятилетий назад на месте современного города Жодино был только заводской поселок, окруженный множеством деревень. Поселок рос, развивался и постепенно поглотил ближайшие деревушки. Одна из них, Крушинник (сегодня это центр города), была основана еще дедом Александра Саболевского, который  в 1901 году выкупил кусок земли для хутора у князя Витгенштейна. 3 декабря 1950 года на земле своих предков и родился будущий художник.

Отец Александра был офицером, участником Великой Отечественной войны, мать почти всю жизнь проработала на железной дороге. С теплотой Александр вспоминает свое детство, тяжело жилось, однако весело и интересно. Много приходилось помогать родителям по хозяйству. В хлеву стояла кормилица-корова, а еще свиньи, куры, гуси. Рядом рос большой сад. На зиму бочками ставили капусту, огурцы, квасили яблоки. За счет всего этого и выживали в тяжелое послевоенное время. Там, где сегодня находится Детская художественная школа, будущий директор подростком пас коров.

Шаги к творчеству

В шесть лет Саша пошел в первый класс СШ № 2. На его глазах шло строительство Дворца культуры БелАЗа, который был торжественно открыт в 1960 году. Там действовала студия изобразительного искусства А. Казареза, которую мальчик стал посещать с удовольствием. Алексей Николаевич работал на заводе инженером-конструктором, но еще во время учебы в Высшем военно-морском инженерном училище серьезно увлекся живописью, посещая Вечерние рисовальные классы при Академии художеств в Ленинграде. Любовь к искусству он пронес через всю жизнь и старался привить ее своим воспитанникам. По выходным в  мастерской, где занимались ребята, яблоку негде было упасть. Но не только в классе занимались юные художники. На лодочной станции брали лодки и отправлялись в водное путешествие по Плисе в деревню Поддубье на пленэр. В 1961 г. студия изобразительного искусства Дворца культуры приняла участие в Международном конкурсе детского рисунка в Канаде. Из далекого путешествия пейзаж 11-летнего Саши Саболевского, написанный маслом на холсте, вернулся с дипломом победителя и красками в подарок. В 1964 году открылась СШ № 4, и Александр продолжил учебу уже там. В это время в новую школу прибыл молодой учитель рисования Алексей Марочкин (в будущем известный белорусский художник). Он также организовал изостудию и занимался с детьми. Теперь увлеченный юноша успевает посещать две студии и начинает серьезно готовиться к поступлению в художественное училище.

Мама Саши долгое время работала на железнодорожном переезде, и ей один раз в год полагался бесплатный проезд в любую точку Советского Союза. Вместе с сыном она побывала в ленинградском Эрмитаже, в Петродворце, в Третьяковской галерее в Москве, а в Одессе купила юноше в художественном салоне первый в его жизни этюдник за большие по тем временам деньги – 19 рублей. С большим уважением всегда вспоминает свою мать Александр Николаевич, простая  сельская женщина будто предвидела будущее сына.

Призвание – художник

Художественное училище им. Глебова Александр Саболевский окончил с отличием. Из их выпуска (40 человек) только три отличника получили направление в Минский театрально-художественный институт (ныне Академия искусств), но Саша из-за материальных трудностей отказался и вернулся в родной город  – учителем рисования в СШ № 2. Через год 19-летний юноша понимает, что надо учиться дальше, и в 1971 году поступает на отделение станковой живописи в тот же институт, но уже на общих основаниях.

Студенты учились и посещали выставки Риги, Вильнюса, Ленинграда. Деньги на поездки зарабатывали, оформляя различные стенды, витрины магазинов. Летом после второго курса студент Саболевский устроился чернорабочим в экспедицию по Сибири на Нижнюю Тунгуску.  Денег оттуда привез немного, но сколько впечатлений: непроходимые сопки, папоротники выше человеческого роста, встречи с таежными медведями. Все это откладывалось в этюдах и памяти для будущих живописных полотен. Студенческие годы – это встречи с известными мастерами живописи, которые преподавали в институте: В. Аракчеев, М. Данциг. Владимир Суховерхов был куратором группы, по-отечески заботился о студентах, часто рассказывал про военную молодость и своего друга Петра Машерова, с которым вместе партизанили и сберегли дружбу после войны.

Первые успехи

В 1977 году в Минске проходила первая республиканская художественная выставка пейзажа, в основном выставлялись известные, именитые мастера. Среди профессиональных художников была выставлена и работа студента Александра Саболевского «Зимний день». Это был несомненный успех молодого художника. В этом же году он оканчивает институт, защитив дипломную работу «Семья». По направлению работает преподавателем в Политехническом институте на отделении архитектуры, а затем в Республиканском художественном фонде. Там его в 1980 г. и находит заказ на оформление Дома-музея Героя Советского Союза Петра Куприянова.

Малая родина Саболевского

Домик семьи Куприяновых долгое время стоял полуразрушенный и заброшенный. Он был маленьким для музея, и его пришлось расширить на два метра. Полностью заменили двери, окна, пол, экспонаты собирали по родственникам. Художник выполнил 16 чертежей по реконструкции дома, его интерьера, стал автором эскизов, макета и непосредственным исполнителем работ. Главная задача художника – сберечь облик и дух того времени, когда в доме жила семья Куприяновых, была выполнена.

В 1986 году  Саболевский выполняет новую работу мемориального характера для родного города. Директор совхоза «Заречье» А. Шамбанович обратился к художнику с предложением на месте братской могилы в тамошнем сквере взамен старого обелиска поставить достойный памятник в честь погибших земляков. До этого времени захоронение было обозначено кирпичным столбиком со звездочкой, такими простенькими обелисками была заполнена после войны вся белорусская земля. Было решено подчеркнуть, что это захоронение времен Великой Отечественной войны с указанием трагических дат. Центром композиции на возвышении стал обелиск, у подножия которого на плитах был установлен отлитый профиль простого солдата в каске, как собирательный образ всех погибших воинов, указаны имена известных на то время захороненных земляков. Александр Саболевский стал автором и исполнителем памятника (его эскиз сегодня хранится в краеведческом музее Жодино). В 2005 году во время реконструкции памятника в авторский замысел были внесены некоторые изменения.

Художественная школа – дело жизни

Однако своим самым большим делом Александр Саболевский считает создание в родном городе Детской художественной школы. В июне 1989 г. его вызвали в областное управление культуры, где художнику предложили взяться за создание художественной школы в Жодино. Художник всегда с благодарностью вспоминал своих первых учителей, а теперь и сам стал продолжателем их дела. В горисполкоме ему вручили ключи от трехкомнатной квартиры на ул. Советской. Когда директор переступил ее порог, то был поражен – вздувшиеся от сырости полы, плесень на стенах. Нет ни мольбертов, ни учителей, ни учеников, а первого сентября нужно было начинать занятия. И все же школа открылась в срок. Чтобы развиваться, надо было срочно искать новое помещение, и молодой директор нашел – двухэтажную пристройку к заводскому общежитию, в которой долгое время были буфет, столовая, душевая, мастерские. Все это на ходу превращали в учебные классы. А еще надо было организовывать учебный процесс и побеждать в детских конкурсах. И все получилось! Сегодня Детской художественной школе уже 31 год, 25 из них Александр Саболевский был ее бессменным руководителем. За это время школа стала известным и признанным учебным заведением города, многие выпускники которого теперь профессиональные художники. Все, что заложил первый директор, продолжает жить и развиваться.

Личное творчество

Художник всегда находил время и для личного творчества, работая в жанре портрета, натюрморта. Но его любимым жанром стал пейзаж. Природа с детства окружала сельского паренька, и он до сих пор чувствует с ней неразрывную связь. Много впечатлений для творчества дали путешествия по Беларуси и Прибалтике. Впервые Александр увидел Балтийское море еще учащимся «глебовки». И уже тогда оно поразило юношу суровой и величавой красотой, а во время шторма – первородной силой и мощью. Тяжелое холодное дыхание моря было так осязаемо, что тревожило даже во сне, и однажды вылилось в необычную картину «Сон на Балтике». Долгое время художник каждое лето старался побывать на море. Так постепенно сложился цикл картин под общим названием «Балтика», узнаваемый по глубоким сине-зеленым тонам.

Есть у мастера любимые места и в Беларуси – это Браславские озера и деревушка Черневка на берегу Березины. Об этих местах художник может рассказывать часами: об удивительных  рассветах и закатах, о тихом шелесте трав, о редких всплесках рыбы таинственной лунной ночью. Все это можно увидеть в его картинах. Александр Саболевский – мастер классической живописи, особенно ему удается техника пастозного письма, когда широкие рельефные мазки наполняют картину особой жизнью. Он не любит контрастных пятен, его картинам более присущи мягкий колорит, неспешная повествовательность и камерность.

Александр Саболевский – участник международных, республиканских, областных выставок. Его произведения находятся в частных коллекциях Беларуси, России, Германии, Ирландии, Литвы. Мастер является активным членом художественного сообщества нашего города, участвовал в проектах «Жодинцы» (2008 г.), «Жодино. Арт» (2018 г.), сотрудничает с краеведческим музеем, его произведения всегда можно увидеть в городском выставочном зале. Вскоре художник порадует нас персональной юбилейной выставкой. «В 70 лет жизнь только начинается», – шутит он, собираясь в свою любимую Черневку.

Любовь Кудинова, культуролог

 

image_pdfСоздать PDFimage_printВерсия для печати

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here