Технологический прогресс мчится с невероятной скоростью. Кто пару десятков лет назад представлял, что на дачу можно будет ездить на электросамокате или кататься по городу на одном колесе? Такие мысли казались фантастическими, но они стали реальностью.

Сегодня консервативные автомобилисты всего мира, и Жодино в том числе, задаются вопросом: есть ли будущее у электробусов и электрокаров? А новая техника с приставкой «эко» уже курсирует по Белорусскому автозаводу.

– Почти два года назад предприятие взяло в лизинг у «Белкоммунмаша» три электробуса E420 Vitovt Electro, – рассказывает исполняющий обязанности главного инженера транспортного цеха БЕЛАЗа Роман Заболоцкий. – Таким образом обеспечили транспортное обслуживание экскурсий на территории завода, профилактория «Дудинка», перевозку работников СПК «Первомайский» и развозим заводчан по городу после ночной смены, когда уже не ходит городской транспорт. Все рейсы осуществляем по Жодино. Это где-то 120-130 километров в день.

Электробусы семейства Vitovt – неординарное пассажирское транспортное средство с необычным дизайном. Водители отмечают актуальную компоновку кузова, высокий комфорт салона и кабины.

Электробусы – наиболее молодое направление в мире. То, что их производят в нашей стране, позволяет соответствовать мировому тренду – переход от двигателя внутреннего сгорания к электродвигателю.

– Электробус работает от электроэнергии, поступающей от установленных на борту накопителей на базе суперконденсаторов, которые нужно заряжать. Зарядку мы производим на предприятии при помощи гаражных зарядных устройств, – говорит Роман Васильевич. – Нормативный срок службы суперконденсатора – 90 000 циклов зарядов-разрядов, но в зависимости от того, какое количество зарядок будет осуществляться в течение дня, этот срок может продлиться до 20 лет.

Когда предприятие получило электробусы, водителям предложили перейти с привычных автобусов на экологичный вид транспорта. И все, кто получил такое предложение, согласились, хотя опасения оставались: было интересно попробовать что-то новое, но в то же время, никто не знал, как поведет себя техника во время эксплуатации.

– Лично я ратую за электромобили и электробусы, – признался Роман Заболоцкий. – Водители в основной массе консервативны и скептически относятся к электротранспорту ввиду того, что у него маленький пробег, который не дотягивает до дизельных и бензиновых автомобилей. Их смущает и то, что инфраструктура для зарядки такого вида транспорта пока еще не развита в нашей стране. Автомобилисты привыкли, что заправляться нужно на станции, а электрокар в использовании больше схож с телефоном. Нужно с вечера планировать, как им будешь пользоваться завтра и хватит ли заряда. Если нет – оставить на зарядку на ночь. Да, для жителей многоквартирных домов это довольно проблематично. Пока это привилегия владельцев частных домовладельцев.

Прогресс не стоит на месте, и я верю, что это транспорт будущего. Мне кажется, что двигатели внутреннего сгорания отойдут на второй план, как в свое время паровую тягу сменили дизельные и бензиновые двигатели. Конечно, где-то не обойдется и без них, ведь паровозы до сих пор работают.

– А вы хотите иметь электромобиль? – спросила я у Романа Васильевича.

– Пока дорого, но в будущем я планирую такую покупку.

После мы отправились к водителям, чтобы узнать об электробусах из первых уст.

Водительский стаж Михаила Акулича – 20 лет. На БЕЛАЗ он пришел 3,5 года назад, начинал водителем автобуса.

– Для управления электробусом нужно иметь удостоверение категории D и пройти стажировку на «Белкоммунмаше». Она состояла из двух блоков – теории и практики. Сначала мы изучили технические особенности, затем сели за руль.

Специфика обслуживания особо не отличается от автобуса, за исключением «заправки» не на АЗС, а от сети на предприятии. Тщательно проверив узлы и агрегаты, крепления колес и сидений, санитарное состояние салона и убедившись, что все в порядке, я выезжаю на маршрут. В управлении электробус даже легче, чем обыкновенный автобус. Он более экологичен. Удобный, теплый. Кондиционер есть и климат-контроль для пассажиров. Максимальная скорость – 80 км в час. К тому же поездка на электробусе и его зарядка полностью безопасны для окружающих: существует несколько степеней защиты, которые исключают поражение током.

Водитель обязан знать устройство машины, которой он управляет. При выходе из строя какого-либо узла нужно уметь это обнаружить и сообщить ремонтным службам. Если неисправность выявляется в гарантийный период, ее устранением занимается изготовитель, – рассказал водитель электробуса.

***

Есть на Белорусском автозаводе и электромобиль, который предприятию на юбилей подарили китайские партнеры. «Джили» китайской сборки подходит для наших климатических условий.

Легковой электромобиль 1,5 года находится в эксплуатации, и все это время его водит Сергей Демидович. Здесь нужны не только водительские права, но и допуск к работе с повышенным током 380 вольт.

– Иметь такой автомобиль в личном пользовании – мечта, но цена высокая, – признался Сергей. – Время разгона до сотни – 5-6 секунд. Я проехал уже 54 тысячи километров, и за все это время машина технически не подводила. Током тоже не бьет. Проверено! Я ездил по большим лужам на полколеса и в дождь, и снег. Что касается батареи, то зимой она быстрее разряжается, а летом 400 километров проезжает, по городу – 450-470. Максимальная скорость – 160 км\час.

– Есть ли будущее у этого автомобиля? – поинтересовалась я.

– Мы буквально на днях с коллегами-водителями подсчитали, сколько данный автомобиль потребил электроэнергии на 54 тысячи километров. В денежном эквиваленте это около 4 000 рублей. На бензине за эти деньги мы проедем лишь 13 тысяч километров. Выводы делайте сами.

Александра СЧАСНОВИЧ

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here