В 1864 году решением Борисовской уездной комиссии по народному образованию в селе Жодино открылось народное училище, и именно эта дата является по умолчанию отправной точкой жодинской школы в общем и всего по сути образования в нашем городе.  Изначально училище было одноклассным, но с четырехлетним сроком обучения. Просвещение было с религиозным уклоном. Главные предметы – это чтение по книгам священного писания, письмо, церковное пение, основы математики, греческий и латинский алфавиты. Для уровня рядового села такого образования на первый взгляд казалось вполне достаточно. Но, после революции 1905-1907 годов и структурных реформ, последовавших после нее, выросла потребность в высококвалифицированных рабочих кадрах, которые необходимо стало рекрутировать из широких слоев населения Российской империи. Церковное просвещение такую потребность удовлетворить уже не могло.

В Минской губернии в начале 20 века открывались новые сельские школы, гимназии, ремесленные училища. Структура образования все больше отходила от религии к практическим наукам. В 1912 году Жодинское одноклассное училище было преобразовано в двухклассное.

Школа в Жодино. Довоенное фото.

После Октябрьской революции церковь была отделена от государства, а школа стала полностью светской. Народное училище закрыли, так как оно окончательно перестало соответствовать требованию нового социалистического времени.  В 1922 году на его основе открылись сразу две начальные школы: сельская и железнодорожная. Сельская школа располагалась возле церкви на Московской улице, в бывшем поповом доме. Здесь учителями работали Кристина Сущинская (Лашук), окончившая Минскую гимназию, и Владимир Торпенец,  хотя у ребят последний был больше  известен как Дядя Володя. В железнодорожной школе,  где образование было с техническим уклоном, обучали детей Александра Кривицкая, дочь жодинского железнодорожного мастера С.Н.Симончика, и Евстафий Николаевич Боровский.

В первые мирные годы после Гражданской войны в Советском союзе проводилась политика НЭПа, а в БССР – и политика «белорусизации». Упор делался на изучении родного (белорусского) языка, а также истории. Была поставлена решительная цель полностью ликвидировать неграмотность всего населения.

В конце 1920-х годов был свернут НЭП. «Великий перелом» 1929 года означал переход к индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства. Реформы в советской экономике неизменно сопровождались и перестройкой системы образования.

В 1930 году по решению Смолевического РОНО две жодинские школы были объединены  в одну – растущую среднюю, которая давала семилетнее образование. Школы семилетки давали просвещение не только для жителей конкретного села, но и для детей из самых отдаленных деревень сельсовета. Первым директором в 1930-1934 годах был Евстафий Боровский. С 1930 года в школу пришел работать учителем Марк Андреевич (Степанович) Давгулевич.

Жодино, 2 класс, 1947 г.

Для объединенной школы в 1934 году построили здание на углу Комсомольской и Московской улиц. Это было протяженное одноэтажное деревянное строение. В 1936 году школа была расширена путем пристройки еще одного крыла, и преобразована в десятилетку. В настоящее время на месте школы располагается частный двухквартирный жилой дом чуть западнее жодинского лесничества.

Вторым директором школы в 1934-1937 годах стал Авель Лобановский, который одновременно преподавал и историю родного края. В августе 1937 года школу возглавил Михаил Толстой.  Его супруга Паулина Стрелковская вела русский язык и литературу. В школе работали также учителя София Маркина, Владимир Михайловский и его жена Вера Федоровна (преподавала немецкий язык).

Одна из учителей школы  В.Л.Дымковец за свой вклад в развитие и становление советской школы одна из первых в Беларуси была награждена орденом Ленина. В 1939 году в школе состоялся первый выпуск. Всего до войны состоялось три выпуска.

Школа в Жодино, 1947 г.

Образование давалось нелегко, как и вся жизнь в сложный и противоречивый межвоенный период. Дети писали и читали за самодельными партами, при свете керосиновой лампы. Писали не шариковыми ручками, а металлическими перьями, которые приходилось время от времени окунать в чернильницы-непроливайки с двойными стенками и дном – чернила тогда стоили дорого, и было очень жалко, если ученик неумелой рукой прольет их. Не было даже обычных чистых листков бумаги, не говоря уже о тетрадях, и писать приходилось на оберточном картоне и газетах. Не все дети хотели ходить в школу. У кого-то был обыкновенный страх перед незнакомой обстановкой, а были и те, кого не пускали родители, считая школьное образование совершенно бесполезным.

В июне 1941 года в школе состоялись последние экзамены и последний выпуск.  Грянула война. Сразу же после выпуска и ученики, и учителя вынуждены были вместо книжек взять в руки винтовки и вступить на путь борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Не все преподаватели  вернулись с фронта. 18 декабря 1942 года в городском поселке Узда был расстрелян фашистами М.Д.Толстой, комиссар партизанского отряда, и его отец. Трагически погибла во время облавы в деревне Остров партизанская семья М.А.Давгулевича. С.Я.Маркина пала на поле боя. За несколько дней до освобождения Беларуси смертью храбрых пал В.С.Михайловский.

Школа в Жодино, 1947 г.

Отважно сражались и погибли в борьбе с врагом выпускники школы Костя Маркевич, Петя Куприянов, любимец отряда бригады «Смерть фашизму» Дмитрий Булавский, партизанский разведчик Александр Гирис, партизаны и партизанки Соня Ломака, Гена Розум, Нина Булавская, красноармейцы Виктор Рыжанович, Алеша Козловский и многие другие.

После освобождения Беларуси в сентябре 1944 года жодинская семилетка возобновила свою работу, но здание школы сожгли фашисты во время отступления. Первые годы дети учились в приспособленных помещениях на Московской улице, в Касье, в Заречье. Этими приспособленными помещениями служили амбары, бараки, сараи и даже крытые навесы с кое-как пристроенной четвертой стеной.  Не хватало учебников, письменных принадлежностей. В школы приходилось добираться за несколько километров, под дождями  и в лютые морозы с сугробами и метелями.

Решением Смолевического народного суда один частный дом на улице Московской был передан школе, в котором сделали две классные комнаты.

СШ №1, 1956 г.

А Жодино разрастался. На другом берегу реки строилась электростанция и поселок для ее работников. В районе современной улицы Первомайской в 1949 году был сооружен барак, который служил зданием школы. А в 1951 году осуществилась давняя мечта всех жодинских учителей и учеников. Ушли в прошлое старые неуклюжие избы с керосиновыми лампами. В самом конце главной улицы поселка Смолевической ГРЭС было выстроено красивое, современное, двухэтажное каменное здание с электрическим освещением, горячей и холодной водой, столовой, и, конечно же, с просторными классами-аудиториями с большими окнами. Новая школа стала самым настоящим дворцом знаний. О таком уровне довоенные учителя и учащиеся могли только мечтать. Спустя пять лет во втором поселке – машиностроителей – менее чем за год стахановскими ударными методами была построена вторая, уже трехэтажная школа. А в 1961 году в районе современной улицы Советской построено третье здание школы. Всего до распада Советского Союза Жодино пополнился девятью зданиями школ в разных микрорайонах.

Жодинский краеведческий музей

image_pdfСоздать PDFimage_printВерсия для печати

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here