О Белорусском автозаводе написано немало – о карьерных самосвалах, которые перевозят до 450 тонн груза, об огромных цехах, где одновременно работают тысячи человек, о знаменитом «Белазовском аккорде». Но сегодня, накануне Дня машиностроителя, который традиционно отмечается в последнее воскресенье сентября, мы бы хотели рассказать о людях, которые стоят за каждым винтиком и шурупом, за каждым инженерным чертежом и математическим расчетом.

На заводской проходной, пока мне выписывали пропуск, поинтересовались: «О ком репортаж делать будете?» И когда я назвала фамилию Лютов, то сразу сказали: «А-а, тогда вам нужно в ЦПС….»

Сергей Лютов.

В следующем году будет 40 лет, как Сергей Николаевич работает на БЕЛАЗе наладчиком станков с программным управлением и уходить отсюда никуда не собирается. «И дело даже не в том, что зарплата хорошая, – признается он. – Я очень люблю свою работу и просто стараюсь делать ее на совесть». В его ведении – наладка горизонтально-расточных станков с ПУ. Конечно, требования постоянно ужесточаются, новое современное оборудование намного сложнее в наладке и требует более высокого уровня подготовки, а потому обучение – также часть работы наладчиков и операторов программных станков. 

Такое отношение к любимому делу оценено. Сергей Лютов имеет не только самый высший – шестой – разряд и звание «Ветеран БЕЛАЗа». Пять лет назад он был удостоен высокой награды – медали «За трудовые заслуги». Его старший сын также стал машиностроителем, но на его выбор отец не влиял, так как считает, что человек должен сам найти работу по душе, только тогда он сможет стать настоящим мастером. «Мы выпускаем карьерные самосвалы, известные во всем мире, и в каждой машине – часть труда моего и моих коллег по цеху. Я этим очень горжусь», – сказал Сергей Лютов.

Всего в цехе программных станков, которым руководит Евгений Кашевский, работает около 280 человек. И, по словам Владимира Климовича, наладчика, председателя цехового комитета, за последние десять лет коллектив омолодился практически  наполовину. Случайные здесь не задерживаются, остаются только толковые. Среди них и два заместителя по производству: Руслан Аксеневич и Сергей Мельников. Молодые, знающие, инициативные, неравнодушные.

Сергей Мельников, получив высшее экономическое образование, пришел на завод учеником-станочником, после работал мастером, сейчас – перспективный руководитель.

– Смотрите, как улучшается эта часть детали после воздействия лазерного луча! И все это благодаря технологическому комплексу лазерного упрочнения, – показывает мне замначальника ЦПС, объясняя все до мельчайших деталей, так, что становится все понятно и даже по-настоящему интересно. – Комплекс работает уже несколько лет, что позволило не только повысить качество, но и в разы быстрее производить обработку. Считайте: сейчас цикл обработки занимает в среднем 40-50 минут, а потому за смену делаем до семи-восьми деталей, в сравнении с двумя-тремя на старом оборудовании. Однако и его мощностей уже не хватает, а потому завершается монтаж нового комплекса, что позволит нам к тому же производить упрочнение обработанных поверхностей крупногабаритных деталей.  

Как видим, омолаживается не только коллектив, но и производство. Модернизация ЦПС идет практически постоянно, так как на старом оборудовании невозможно изготовить детали такого качества, которое позволит БЕЛАЗам быть конкурентоспособными на мировом рынке.

В цехе реализуются масштабные инвестпроекты общей стоимостью порядка 100 миллионов евро. В целом будет обновлено почти полцеха. На одном из участков начался демонтаж старого оборудования, уже не дающего проектной точности, а на его месте появится современная гибкая производственная система (ГПС).

Заместитель начальника ЦПС Сергей Мельников рассказывает о проектах модернизации.

– Сейчас оператор может обслуживать два однотипных станка, а ГПС    позволит в одну линию объединить пять станков и практически полностью автоматизировать обработку деталей. Что это даст? Возможность уйти от человеческого фактора, например, загрузить детали в конце второй смены, наладить и запустить всю линию, а контролировать процесс в ночную смену смогут не десять операторов, а всего два-три, – поясняет Сергей Мельников.

Также в новых программных станках, которые уже работают в цехе, до мелочей продумана организация рабочего места: они полностью закрыты, на них установлены специальные фильтры, так что в цехе достаточно тихо и никакой дымки. Плюс стружка после обработки автоматически удаляется в специальный контейнер. Причем и это уже несколько устаревшая технология, потому что на современных станках гибкой производственной системы металлическая стружка автоматически будет брикетироваться и по транспортеру уходить на улицу к машине, чтобы та даже не заезжала в цех.

Еще один реализуемый проект – установка современного контрольно-измерительного комплекса. Уже выполнен фундамент, к строительству которого поставщики оборудования предъявляли очень серьезные требования. Оно и понятно: измерение – процесс серьезный и допустимые здесь погрешности колеблются от десятых долей до микрон. Поэтому на процессе измерения сказывается даже температура деталей.

Модернизация влечет за собой развитие всей цеховой и заводской инфраструктуры: кран-балки, подкрановые пути, лаборатории настройки инструментов, проезды и так далее. Повышается и уровень организации работы, в частности на всем предприятии внедряется автоматизированная система учета и контроля производимых деталей.  

Но золотой фонд предприятия, конечно, люди. А потому на БЕЛАЗе заинтересованы абсолютно в каждом сотруднике, и если человек умеет и хочет работать, то он гарантированно сможет не только зарабатывать немалые деньги, но и построить карьеру.

Ольга ВЛАДИМИРОВА

 

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here