Государственный деятель, парламентарий, дипломат, экономист, спортсмен, почетный житель города Жодино… Все это о  Владимире Дражине, который внес значимый вклад в развитие не только города Жодино, но и нашей страны. Сегодня он продолжает трудиться в спортивной сфере – возглавляет Белорусскую ассоциацию гольфа. Наше интервью с Владимиром Нестеровичем о том, как развивался Белорусский автозавод в 70-80-е, чем запомнилось это время и какой след в его судьбе оставили годы работы на предприятии.

 

Трудовая деятельность:

Учитель Прусской базовой школы Стародорожскаго района, служба в рядах Советской Армии, секретарь комитета комсомола, заместитель секретаря партийного комитета БелАЗа, первый секретарь Несвижского райкома партии,  первый заместитель председателя Минского облисполкома, заместитель Премьер-министра Беларуси, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Литовской Республике и Финляндии. В 1990 году избирался народным депутатом Верховного Совета Республики Беларусь, в 2005 году – членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Почетный гражданин городов Жодино и Несвижа.

 

 

– Владимир Нестерович, расскажите, какой след в Вашей судьбе оставили годы работы на Белорусском автомобильном заводе.

– В 1968 году после увольнения в запас из рядов Советской Армии для меня важнейшей задачей было определиться в жизни. Во время службы я несколько раз бывал в Жодино, посещал Белорусский автомобильный завод. Город и предприятие понравились, и я сделал свой выбор. Сначала устроился в ПТУ-75 преподавателем. Учебное заведение считалось цехом БелАЗа, где занималось 800 учащихся. Оно готовило рабочие кадры для завода. В декабре 1968 года я был избран секретарем комитета комсомола училища. В тот период на автозаводе  работало 7,5 тысячи человек, в год предприятие выпускало более 4 тысяч автосамосвалов. С уважением вспоминаю директора училища Виктора  Михейкина, его заместителей Леонида Дубровского, Павла Сытенко, преподавателей Анатолия Аниськова, Екатерину Михейкину, Анатолия Юревича, мастеров производственного обучения Михаила Жука, Григория Пожитко, Константина Слижевского и многих других.

– Как Вы совмещали работу с учебой?

– Я поступил в политехнический институт на вечернее отделение в 1969 году. Занятия проходили четыре раза в неделю. Время было спрессовано так, что дорожил каждой минутой. В июне 1975 года успешно защитил диплом инженера-механика.

– Расскажите о развитии БелАЗа в период Вашей работы на предприятии?

– Годы работы на автозаводе (1968 – 1981) были самыми насыщенными и интересными в моей жизни. В это время в строй вошло 136 крупных заводов и фабрик, оснащенных новейшим оборудованием. Успешно работали и ранее созданные предприятия. Большое внимание уделялось внедрению в производство нового, высокопроизводительного оборудования.

В первой половине 70-х годов обеспечивались высокие темпы производства. Ежегодно они составляли 10 %. В стране уделялось огромное внимание развитию отечественного автомобилестроения. В центре этой работы был коллектив Белорусского автозавода. Утвержденный план на 1971-1975 годы предусматривал разработку конструкторской документации и выпуск карьерных автомобилей-самосвалов грузоподъемностью 75, 120, 180 тонн.

За короткое время для серийного выпуска машин были созданы и технологически оснащены механообрабатывающее, сварочное, термическое, энергетическое, сборочное, ремонтное, экспериментальное и инструментально-штативное производства, конструкторская база и вычислительный центр.

Это был объективный закономерный процесс. Вчерашние самосвалы-богатыри на фоне грандиозных строек страны становились малоэффективными грузовиками. Необходимо было идти дальше. Для этого требовалось новое поколение кадров, огромные производственные мощности и уникальное оборудование. Одновременно с расширением завода масштабно началось  строительство жилья, объектов социальной сферы.

 – Как формировалось новое поколение кадров?

– Абсолютное большинство работников завода воспользовалось возможностью получить образование без отрыва от производства. В Жодино работали школа рабочей молодежи и филиал Минского автомеханического техникума. В 1966 году на базе автозавода был открыт филиал Белорусского политехнического института с вечерней формой обучения. В 1971 году принят в эксплуатацию учебный комбинат, предназначенный для подготовки водителей карьерных автосамосвалов. К началу 1972 года в филиале БПИ учились 352 работника завода. В июне 1972 года состоялся первый выпуск студентов – 58 человек, поступивших на учебу в год открытия филиала БПИ. Всего за годы работы филиала высшее образование получило более 500 работников предприятия. Рабочих готовили профтехучилища № 75 и № 149.

Численность инженерно-технических работников составляла более 1250 человек из 7 тысяч работающих. В 1973 году на завод принято 1400 человек. Были созданы цеховые Советы молодых рабочих, которые помогали включить молодежь в активную производственную и общественную деятельность. Исключительно важным делом была системная учеба молодежи. В 1974 году в ВУЗах и техникумах учился 431 работник завода. Это было конкретное направление деятельности комитета комсомола завода, который я возглавлял в 1972-1975 годах.

– Вопросы развития БелАЗа постоянно находились в поле зрения руководства СССР. Что в связи с этим запомнилось в период Вашей работы?

– Да, действительно, руководство страны особое внимание уделяло коллективу Белорусского автомобильного завода. Судьбоносным было посещение предприятия 12 ноября 1973 года  Алексеем Косыгиным, Петром Машеровым, Федором Сургановым, Тихоном Киселевым.

В протокол совещания были внесены поручения Госплану, Министерству автомобильной промышленности, другим министерствам и ведомствам СССР, которые легли в основу Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем развитии завода. Этим комплексным документом был предусмотрен ввод в действие в 1976-1980 годах мощностей по производству автосамосвалов, строительство, реконструкция и ввод в действие производственных, социальных объектов, жилья. В декабре 1976 года завод посетил Министр автомобильной промышленности СССР Виктор Поляков. 30 декабря 1976 года был подписан акт Государственной комиссии о приемке в постоянную эксплуатацию объекта площадью 191 тысяча квадратных метров, на которых были созданы мощности по выпуску 6 тысяч карьерных самосвалов в год.

– А как был решен вопрос по высокопроизводственному оборудованию?

– Закупили за границей 101 единицу станков с числовым программным управлением. В октябре 1978 года начался монтаж оборудования японской компании, которое стало в дальнейшем основой механообрабатывающего производства при производстве самосвалов особо большой грузоподъемности. В 1990-е годы началось производство самосвалов грузоподъемностью 130 и 220 тонн, в начале текущего столетия – 320-тонных самосвалов и более высокой грузоподъемности.

Ставка на новое поколение оборудования и производство техники на Белорусском автозаводе, сделанная в середине 1970-х годов, была правильной.

В сочетании с хорошо продуманной системой подготовки специалистов, масштабным развитием производственной базы стратегия развития ведущего предприятия автомобильной промышленности страны была полностью оправданна. В 2008 году, на праздновании 60-летия предприятия, участниками торжества 1976-1980 годы были названы самыми эффективными.

 – Расскажите об участии общественных организаций в развитии Белорусского автозавода.

– Я был непосредственным участником событий, так как возглавлял в 1972-1975 годах комсомольскую организацию завода, в 1975-1979 работал заместителем секретаря партийного комитета. В эти годы был построен стадион «Торпедо»,  силами молодежи завода заложен городской парк, восстановлен партизанский лагерь бригады «Разгром» в Смолевичском районе, проводились туристические слеты лучших молодежных коллективов, спортивные соревнования.

29 августа 1975 года в Жодино состоялось торжественное открытие мемориального комплекса Матери-патриотки с участием Героя Советского Союза летчика-космонавта Валентины Терешковой и заместителя Председателя Совета Министров БССР Нины Снежковой.  Большую работу по его сооружению проделала комсомольская организация завода. Ежегодно реализовывались программы оказания шефской помощи сельхозпредприятиям района в посевной, заготовке кормов, уборке урожая, строительстве жилья на селе. Руководители Смолевичского района, хозяйств создавали все условия для эффективной работы заводчан на полях сельхозпредприятий.

Чувство особой благодарности за возможность работать вместе отношу к секретарям партийного комитета В.С. Чечко, М. П. Кузьмене, Н. Н. Телебуку, Г.А. Огрызко, председателям профсоюзного комитета В. Ф. Худошину, М. Л. Тетереву, секретарям комитета комсомола Валерию Ермакову, Федору Савельеву, Валерию Кашев-скому и другим.

– У Вас было много интересных встреч с руководителями разных рангов. Кто научил Вас профессионализму, принципиальности и честности?

– За годы работы на автозаводе особо оценил возможность учиться у руководителей республики Петра Машерова, Тихона Киселева, Ивана Полякова, Михаила Ковалева, Александра Аксенова, Сергея Линга, директоров завода Ивана Сидоровича, Николая  Усанькова, Тома Шпаковского, Дмитрия Сырокваша, Павла Мариева, Петра Пархомчика, заместителей директора В. И. Лукьяненко, Н. Н. Крутых,  В. А. Тигорева, Н. И. Ковальчука, В. П. Кулакова, С. И. Гриценко, А. Н. Бубелева, М. И. Савостюка и многих других.

В дальнейшем, во время работы руководителем Несвижского района, первым заместителем председателя Минского областного исполнительного комитета, заместителем Премьер-министра Республики Беларусь, Чрезвычайным и Полномочным Послом нашей страны в Литовской Республике и Финляндии, в полной мере использовал накопленный опыт на благо родного Отечества.

 

«ЖН»

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Это достойная карьера! Жизнь и вся деятельность направленная на благо общества и страны, Советского Союза и республики Беларусь. Достойный сын своего народа! Любящий отец и любимый муж! Хороший семьянин и просто хороший человек!

  2. Petras Litva. Znaju Vladimira Nesterovicha po rabote Poslom v Litve. Dostoinyj predstVitel Belasusiji, sdelal ogromnuju rabotu po razvitiju ekonomičeskix, polititčeskix, kulturnyx sviazei meždu Litvoi i Belorusijei. Prekrasnyj, duševnyj čelovek, zabotlivyj semjanin, iskrennij drug.
    Dobrogo zdorovja, sčastja i blagopolučija želaju ot iskrennej duši!

  3. Самый потрясающий человек, с которым мне повезло сотрудничать в Литве.

  4. Удивительный человек: в нем сочетаются ум и такт, порядочность, эмпатия и толерантность, умение слушать и слышать, дружить, невероятная трудоспособность, практичность хозяйственника и юношеский романтизм. Редкие сегодня качества для чиновника! Владимир Нестерович, будучи послом Беларуси в Литве, сумел изменить восприятие своей страны литовцами — от полного неприятия и отторжения до признания и уважения. Ведь все питались слухами: мол, как все там плохо, в этой Беларуси. Владимир Нестерович неустанно возил делегации — от высоких чиновников и предпринимателей, до учителей и школьников. Люди видели чистые, ухожденные города и деревни, засеянные поля, работающие заводы и фермы, гостеприимных людей, роскошные парки и современные школы. Привозил в Беларусь творческие коллективы из Литвы, а в Литву — творческие коллективы Беларуси. Организывавал экономические форумы и творческие фестивали, выставки, обмен опытом, специалистами, учеными, медиками. Его и сегодня помнят и любят в Литве не только белорусы, для общины которых он очень много сделал, но и русские, литовцы, в том числе и высокие политики. Даже его оппоненты относятся к нему с почтением. Думаю, что он многое еще мог бы сделать на благо своей страны, которую очень любит, но не на посту спортивного босса. Ведь это человек- легенда, таких больше не делают…

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here