Современные экологические стандарты, внедрение «зеленых технологий», переход на альтернативные источники энергии – глобальный тренд машиностроения. Развиваясь в русле мировых тенденций, БЕЛАЗ стремится повышать эффективность, снижать эксплуатационные расходы, улучшать безопасность и экологичность производимой карьерной техники.

Курсом на электрификацию

Дизель-троллейвозы – это перспективное направление в русле мировых тенденций по использованию альтернативных источников энергии в карьерной технике. Применение карьерного транспорта такого класса является эффективным решением для горнотранспортных работ, так как позволит увеличить скорость движения самосвала на подъеме в 1,8-2 раза, что в свою очередь даст возможность повысить производительность и нарастить объем перевозок. Попутно будет обеспечено снижение расхода топлива, значительно сокращены выбросы вредных веществ в окружающую среду и улучшена экологическая обстановка в карьере и прилегающих районах. Переход на дизель-троллейвозы позволит применить дизельные двигатели меньшей мощности.

3D-модель дизель-троллейвоза «Белаз», грузоподъемность – 240 тонн.

Выделяются три разработки специалистов БЕЛАЗа в этом направлении:

 дизель-троллейвоз, электро-троллейвоз и самосвал-электровоз или электросамосвал, использующий в качестве силовой установки блок тяговых аккумуляторных батарей.

Реализация первых двух разновидностей электрификации карьерных самосвалов уже идет полным ходом. Для проведения исследований, испытаний и настройки оборудования на заводском полигоне планируется установить контактную троллейную линию общей протяженностью более полукилометра.

Разрабатывается система управления троллейвозным оборудованием собственного производства для создания электротроллейвоза на базе 220-тонника БЕЛАЗ-75306 – полностью экологичного карьерного транспорта, свободного от вредных выбросов.

На сегодняшний день актуально решение задачи обеспечения продолжительной работы аккумуляторных батарей без подзарядки.

«Вопрос в том, что даже самые лучшие электрические накопители энергии по своим удельным показателям способны обеспечить практически в 20 раз меньший запас хода в сравнении с машинами на дизельном топливе. Сейчас самосвал при движении с грузом вниз без подзарядки может работать максимально около восьми часов. Но так как 95% карьеров – это все же перевозка груза вверх, то после каждого рейса такой машине обязательно необходима подзарядка», – отмечает генеральный конструктор ОАО «БЕЛАЗ» Александр Егоров.

Тем не менее это направление разработок весьма перспективное. Так, по плану опытно-конструкторских работ на предприятии в этом году намечено изготовление образцов 130-тонных самосвалов, которые будут работать по газодизельному циклу.

Уже в ближайшие месяцы в планах белазовских конструкторов изготовить и образец самосвала в классе 90 тонн на электрических батареях. Договор с южнокорейским производителем батарей и соглашение на специальные сопутствующие системы заключены, комплектующие прибывают, так что вскоре начнется закладка этого самосвала.

«Использование электросамосвалов позволит горнодобывающим предприятиям экономить за счет разницы цены на топливо и электричество. Если взять Якутию, где в России самая большая дельта между ценой на топливо и ценой на электричество, за десять лет эксплуатации такой карьерный электросамосвал может сэкономить до 3 млн долларов», – поделился подсчетами Александр Насковец, начальник бюро компоновки научно-технического центра управления главного конструктора ОАО «БЕЛАЗ».

В целом по прогнозам экспертов с ростом стоимости дизельного топлива актуальность использования троллейвозного транспорта на базе аккумуляторов или конденсаторов будет только возрастать.

В русле газификации карьерников

Идя навстречу интересам добывающих компаний и удовлетворяя растущие запросы потребителей, БЕЛАЗ реализует несколько прорывных проектов в сегменте карьерной техники на газомоторном топливе. Интерес к ней со стороны добывающих компаний в последнее время растет. Ведь техника, использующая в качестве моторного топлива сжиженный природный газ, позволяет не только экономить средства, но и улучшает экологическую ситуацию в обычно сильно загазованных карьерах.

Работа над газификацией карьерной техники ведется по двум направлениям – газодизель и чистый газ. В частности, белазовцы трудятся над созданием 90-тонника на газовом топливе. Также в ближайших планах БЕЛАЗа совместно с российскими компаниями создать карьерный самосвал грузоподъемностью 136 тонн с газопоршневым двигателем. Карьерная техника наиболее удобна для газификации, так как эксплуатируется недалеко от места своей дислокации и одна заправка может обслуживать весь парк самосвалов.

Кроме того, конструкторами предприятия в макетном исполнении разработан 90-тонный «БЕЛАЗ», работающий на сжиженном метане. Два успешных пуска такого двигателя уже произведены. По мере его изучения вносятся коррективы, доработки. В ближайшее время планируется выход на полную мощность двигателя. Причем все разработки проводятся на основании маркетинговых исследований рынка и в тесном сотрудничестве с потребителями, в том числе и потенциальными, карьерной техники «БЕЛАЗ».

По информации belaz.by

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here