В эти весенние дни исполняется 80 лет известному белорусскому художнику, поэту, педагогу, общественному деятелю, обладателю государственной медали Франциска Скорины Алексею Марочкину (творческий псевдоним Алесь Мара). У нашего города с этим талантливым человеком особая связь, его называют своим учителем многие художники-жодинцы.

Родился Алексей Марочкин 30 марта 1940 года в деревне Поповщина (Новая Слобода), что на Могилевщине. Отец – участник Великой Отечественной войны, дошел до Берлина, будучи старшиной медсанбата, выносил с поля боя раненых бойцов. Про него действительно можно сказать: вынес войну на своих плечах. Алексей Антонович хорошо помнит первую послевоенную встречу с отцом: «Памятаю тую ранiцу, калi бацька прыйшоў з вайны. Вайскавы рэчавы мяшок, шынэль, пабiты асколкамi, i яшчэ – блiскучыя медалi. Я любiў, седзячы на пячы, перабiраць гэтыя цацкi. Медалi аж зiхацелi ў маiх руках. У школе мы адзiн перад адным хвалiлiся, у чыiх бацькоў iх болей. Мае аднагодкi, бацькi якiх не вярнулiся з вайны, самотна, з нейкай цiхай зайздрасцю глядзелi на нас». Многие солдаты привозили домой военные трофеи, привез и отец целую пачку открыток. Часто Алексей перебирал их, любуясь красивыми изображениями, и уже позже, будучи студентом, узнал в них картины из Дрезденской галереи. Так в то далекое послевоенное время состоялась первая встреча деревенского паренька с изобразительным искусством. 

Все детство Алексей провел в окружении книг благодаря отцу, который работал сельским библиотекарем. Особый интерес мальчика вызывали книги с иллюстрациями, а еще нравился журнал «Огонек», в каждом номере которого помещали репродукции картин известных художников.  В школу ходил за три с половиной километра в соседнюю деревню, рисовал для школьной стенгазеты. На выбор будущей профессии Алексея повлияло поступление старшего товарища Васи Столярова в Минское художественное училище. Кажется, совсем недавно учились в одной школе, показывали друг другу свои рисунки, и вдруг Вася учится на художника! Окончив десятилетку, Алексей поступает туда же, но не проходит по конкурсу. Директор училища ему и еще нескольким ребятам подсказал отвезти свои работы в Витебск, там как раз набирался первый выпуск художественно-графического факультета при пединституте. До сих пор помнится художнику летний день 1958 года, когда почтальон на велосипеде привез в сельский родительский дом вызов на учебу.

«Там нам, маладым, далi крылы», – говорит  Алексей Марочкин, вспоминая своих преподавателей-художников В. Дежица, И. Столярова, Г. Кликушина. О своей дипломной работе сегодня именитый художник говорит с улыбкой, она была выполнена в духе соцреализма, который в те годы главенствовал в искусстве, – на полотне молодые строители коммунизма с энтузиазмом ремонтируют дорогу.

После четырех лет учебы Марочкин проходит срочную службу в воинской части в Печах и перед самой демобилизацией, в 1964 году, узнает, что в соседнем Жодино открывается новая школа № 4. С радостью встретил молодого учителя директор  А. Глейзеров и предложил вести черчение и трудовое воспитание, пригласил на работу и жену Алексея, учителя биологии, а чтоб молодые специалисты не передумали, выделил им небольшой кабинет для временного проживания прямо в школе.

С детьми работать было интересно, столярная мастерская одновременно стала и художественной. После уроков молодой учитель руководил изостудией, старался давать детям  профессиональные знания в области рисунка и живописи, учил делать подрамники, грунтовать и натягивать холсты, работать акварелью и маслом, знакомил с книгами по искусству. Ходили на пленэры к деревне Сухая Грядь (сейчас на этом месте фабрика «Свiтанак»), к Судобовскому озеру. До этого в Жодино изолированно друг от друга уже работали изостудии А. Шибикина при школе № 1 и А. Казареза при Дворце культуры автозавода, но впервые в городе изостудию возглавил профессиональный художник-педагог. Марочкин был большим энтузиастом и выдумщиком. В каждой школе ученики выпускали стенгазету, а Алексей Антонович придумал световую юмористическую газету. На длинный узкий  рулон бумаги наклеивались заранее придуманные рисунки из жизни школы и по очереди протягивались через эпидиаскоп, который их увеличивал и проецировал на большой экран. Среди авторов рисунков были ученики Коля Шишлов, Саша Саболевский, которые в будущем стали известными жодинскими художниками. На просмотр световой газеты в актовом зале собиралась вся школа, было интересно и весело.

В 1966 г. Алексей Марочкин поступает в Минский театрально-художественный институт (ныне Академия искусств) на отделение живописи, на курс И. Ахремчика. Конкурс был девять человек на место, особенно запомнился вступительный экзамен, который принимал художник  В. Немцов. Когда писал многофигурную композицию, в ней выделилось несколько сюжетов, и абитуриент, недолго думая, разрезал холст на две части, кое-что подправил, и к удивлению преподавателя получились две хорошие работы.

Учиться было интересно, общение в среде профессиональных художников дало хороший толчок творчеству. Но не прерывается связь и с Жодино. Художник по-прежнему здесь живет, здесь его семья, студия, работа в которой просто бурлит. Одни ученики поступают в художественные заведения, другие готовятся, с интересом заходят ребята из других студий. Благодаря своей неуемной энергии и энтузиазму Алексей Марочкин смог соединить в одно целое молодые художественные силы города, организовав в начале 70-х гг. ряд выставок в политехникуме и кинотеатре «Юность». Такая активная деятельность была замечена минскими  художниками-профессионалами. С интересом приезжали в наш город на выставки уже известный в то время художник В. Громыко, искусствовед К. Зеленной.  

С 1977 года Алексей Марочкин – член Белорусского союза художников, с 1975 г. преподает в Академии искусств, 1982 – 1986 гг. – главный художник Художественного фонда Беларуси, 1990 – 1996 гг. – возглавляет кафедру живописи Академии искусств.

Важное место в жизни Алексея Марочкина всегда занимало личное творчество. В 1966 г. он принимает участие во 2-й Республиканской выставке  молодых художников БССР. На ней была представлена работа небольшого размера, с простеньким названием «Зимой», которая до сих пор дорога мастеру. Она  была написана в Жодино. Картина очень понравилась Кириллу Зеленному, и художник, уступив просьбе, отдал работу и позже не раз пожалел, а встретив друга, попросил ее, чтобы сделать копию. И сегодня Алексей Антонович вспоминает: «Я так копiю рабiў, што нават трэшчынкi капiраваў штучна. Там бярозкi каля земляробчага iнстытута, яны мне так грэюць душу. Ёсць карцiны, якiя не прадаюцца». Уже долгие годы эта работа занимает свой уголок в душе художника и в его мастерской.

Алексей Марочкин всегда чувствовал свои корни в родной земле, и общаться на белорусском языке, языке своих предков, для него глубокая жизненная потребность. Неудивительно, что свой творческий путь начинал с картин на фольклорные темы. Одна из них, «Гуканне вясны», была замечена и приобретена Художественным музеем БССР, когда автору было немного за тридцать. Большое влияние на становление молодого художника оказало творческое наследие Язепа Дроздовича, которое помогло по-новому взглянуть на богатую историю Родины. Появляется целый ряд портретов деятелей белорусской культуры и искусства: «Цётка», «Пачатак. Ф.Скарына», «М.Гусоўскi», «Рагнеда», «Кiрыла Тураўскi»… Художник откликается на самые разные события современной Беларуси и ее недавнего прошлого. С болью написаны картины «Планета Палын», «Мацi Божая ахвяраў Чарнобыля» (сегодня находится в иконостасе церкви Святого Архангела Михаила в Жодино), волнуют его вопросы добра и зла в композициях на библейскую тему. На историческую тему в 2007 г. к юбилею Жодино Алесь Мара написал портрет основателя нашего города «Багуслаў Радзiвiл, ваенны i дзяржаўны дзеяч ВКЛ» (хранится в краеведческом музее). Художник постоянно ищет новые способы самовыражения, если в молодые годы он работал в традиционных жанрах пейзажа, портрета, то сегодня это метафорический реализм и соцарт. С помощью метафоры, обобщения мастер разговаривает со зрителем в картинах «Дровы», «Астравiцяне»…

Художник выставляется на престижных площадках Минска и зарубежья. Его произведения хранятся в музеях Беларуси, Польши, Великобритании, США.  «Я не камерцыйны мастак. Свабодны мастак – гэта вольны мастак, у яго палёт душы, ён пiша, што на душу лягло, але больш за ўсё адгукаюся на праблемы сацыяльнага характару», – делится мыслями мастер.

Алексей Марочкин оказал большое влияние на становление и развитие художественного движения нашего города. Десять лет своей жизни, самые молодые годы, он отдал Жодино, смог объединить художественные силы города, помог найти свою дорогу в жизни и стать профессиональными художниками многим жодинским ребятам. Среди них Николай Шишлов, Николай Андрукович, Александр Саболевский, Виктор Зайцев, Анатолий Никитин. Не забывал он про нас и будучи известным художником. В 2007 г. Алексей Антонович стал идейным вдохновителем и одним из организаторов литературно-художественного проекта «Жодинцы», который буквально встряхнул художественную жизнь города. В 2015 г. Алесь Мара свои 75 лет отметил юбилейной выставкой и в городе своей молодости. Сегодня художник по-прежнему полон творческих сил и планов.             

Любовь Саболевская, культуролог

 

image_pdfСоздать PDFimage_printВерсия для печати

1 КОММЕНТАРИЙ

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here