Наверное, самым важным изменением для нашей страны по сравнению с 2018 годом стала резкая активизация переговоров с Российской Федерацией в рамках Союзного государства. Ситуация в этой области существенно не менялась с конца 90-х годов прошлого века. За два десятилетия на основании договора о создании Союзного государства, подписанного 8 декабря 1999 г., были сделаны определенные шаги, но он предусматривал значительно большие изменения в совместной жизни. Что мы уже сейчас имеем в рамках Союзного государства?

Создана и функционирует региональная группировка войск Российской Федерации и Республики Беларусь, подписано и соглашение о ее совместном техническом обеспечении. Подписано и действует Соглашение о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы ПВО РФ и Беларуси. Взаимодействие в военной сфере совершенствуется в ходе военных учений.

Обеспечены равные права граждан наших стран на трудоустройство, получение образования, социального обеспечения на территории Союзного государства.

В рамках бюджета Союзного государства реализуется много программ, призванных улучшить кооперацию между белорусскими и российскими предприятиями, повысить их научно-технический уровень.

Осуществляются действия в сфере совместной борьбы с преступностью, которые уже принесли серьезные результаты.

Развивается сотрудничество в области культуры.

О чем идет речь на переговорах по совершенствованию взаимодействия в рамках Союзного государства? В рамках дорожных карт обсуждается создание единых кодексов в области гражданского права и налогообложения, единого регулятора рынков нефти, газа и электроэнергии, сближение политики Центробанков наших стран и множество других важных вопросов. Главное в ходе переговоров с Россией для Беларуси – получить новые возможности для развития страны в результате улучшения принципов взаимодействия двух экономик.

В 2019 году состоялись парламентские выборы. В декабре новый Парламент впервые собрался, были созданы комиссии и их руководство. Как и в результате прежних выборов, часть депутатов была переизбрана на свои позиции, что позволит им поделиться полезным опытом работы в парламенте с теми, кто впервые занял депутатскую позицию.

Впервые за много лет состоялся визит белорусского Президента в Европейский союз, а именно, в Австрию. Визит стал знаковым, и много освещался в мировых СМИ.  В ходе переговоров и общения с прессой Александр Лукашенко еще раз подчеркнул белорусскую заинтересованность в том, чтобы у Евросоюза все было хорошо, и готовность нашей страны к активному взаимодействию с нашими соседями.

Генассамблея ООН в декабре 2019 года приняла подготовленную Беларусью резолюцию о чернобыльском сотрудничестве. Ее важность подчеркивается тем, что соавторами документа выступили 56 государств. Красной нитью в документе выступает необходимость продолжения чернобыльского сотрудничества под эгидой ООН в целях достижения устойчивого развития пострадавших регионов и населения через партнерство, инновации и инвестиции. Именно ООН десятилетиями координирует работу в этом направлении на территории Беларуси, поэтому важно, чтобы члены этой организации поддерживали усилия нашей страны по преодолению последствий чернобыльской катастрофы. В то же время у нас нет иллюзий, что в ближайшие годы или десятилетия нам удастся решить проблемы, связанные с катастрофой (ущерб от которой составил более 240 миллиардов долларов), даже при помощи международного сообщества.

Выйти на новый уровень отношений с нашим партнером Китаем в финансовой сфере удалось посредством подписания 16 декабря в Шанхае между Беларусью (в лице Министерства финансов) и Шанхайским филиалом Банка развития Китая соглашения о предоставлении срочного кредита в сумме 3,5 млрд китайских юаней. 20 декабря средства поступили в Республику Беларусь. Для белорусско-китайских отношений это принципиально новый рубеж, поскольку ранее настолько крупные средства у нас получалось привлекать в Китае только в рамках так называемых связанных кредитов, где от Беларуси требовалось расходовать большую часть полученных средств на приобретение китайского оборудования, а также предполагалось активное привлечение китайских работников. В отличие от прежней практики, новый кредит не связан с реализацией какого-либо проекта и может быть направлен на общие цели в зависимости от выбора правительства Беларуси. Для нашей страны это соглашение означает новые возможности в привлечении несвязанных кредитов не только со стороны России или Евросоюза – наших главных кредиторов. Расширение числа субъектов, от которых можно привлекать несвязанные кредиты, означает возможности по удешевлению таких кредитов в будущем, посредством поиска наилучших условий для Беларуси. 

Сергей Кизима, доктор политических наук

Специально для «ЖН»

 

 

 

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here